Отрывок из книги

 Ты расти, а мы поможем.  Настольная книга для родителей детей от 3 до 7 лет

       Как бы вы ни настраивали своего малыша, как бы старательно ни готовили к посещению детского  садика,  основым  фактором,  от  которого зависит,  будет ему  там  комфортно  или не  очень,  остаётся всё-таки  воспитательница.  Её отношение к детям, ее доброжелательность, отзывчивость, ее умение обучать. Ну и нянечка, конечно (младший воспитатель, как теперь её называют).

Как  же  выбрать  "свою"  воспитательницу?

Посетите  заранее  «родную» группу,  ту самую,  в которую  будет  ходить ваш ребёнок. Обратите внимание на такие моменты.

Как  оформлена  группа?

- Удобно  ли всё  устроено, есть  ли место  для беганья – прыганья,  не тесно ли здесь детворе?

- Есть ли  деление  на «уголки»: творческий,  спортивный, игровой,  уголок для уединения.

- Как  дети  играют?  Им разрешается активно двигаться, или  достаточно  ли  для этого  в  группе  места (случается и такое: что основное пространство занято партами, и они вынуждения играть в «тихие игры» сидя на стульчиках)?

Посмотрите, как выглядят дети

- Здесь много сердитых, обиженных, недовольных?

- Здесь  весело  детворе?

- Каков, так сказать, общий вид  детворы: вытерты ли у них носики? хорошо ли подтянуты колготки/штанишки?

Посмотрите  – и вам   станет  понятно,  что  здесь  в  приоритете:  эффектные  методики  или любовь  и  внимание  к  нуждам  самого ребенка.  Хотелось бы и первое и второе, но второе всё же должно быть в приоритете!

     От  воспитателей  напрямую  зависит,  как  скоро  ваш малыш привыкнет к новой садовской  жизни.   Адаптация  к  детскому  саду  -  сложное  дело, у некоторых  малышей  она длится  несколько месяцев.  Но  чем лучше  "условия  обитания  (и воспитания) - тем  будет она  короче. 

Расспросите   родителей, которые водят (или водили) своих детей в ту  же группу,  к  той  воспитательнице,  к  которой  пойдёте  и  вы. Чтобы  картина  была  объективной,  послушайте разные  мнения, расспрашивайте,  спрашивайте,  а  потом  уже делайте  выводы.  И не  ориентируйтесь  только  лишь  на  награды  и  звания;  они  хоть  и  ценная  вещь, но,  к сожалению, не  всегда  показательная.  Вместо  подсчёта медалей да  грамот  важнее  посмотреть  и послушать,  как  ваша  будущая  воспитательница  разговаривает  с детьми.  Нет,  она  не  обязана  безостановочно  улыбаться  да  гладить всех  по  головке,  ведь есть  и  такие,  которых  надо  и  придерживать,  и на  стульчик  усаживать,  и даже отчитывать, но…

Приглядитесь:  нет  ли  дискриминации,  любимчиков  и  "нелюбимчиков"; Дети, конечно, разные,  но  если  в  группе  вы  часто  видите  обиженных,  плачущих,  недовольных  -  это  уже  несимпатичный  сигнал

Посмотрите на то, как встречают детей  по  утрам  няня и воспитательница. Находят ли для каждого доброе  слово и улыбку?

Как занимаются дети?.  В идеале  младшие  дети не должны видеть разницу между занятием и игрой  и  и учебное время должно для них пробегать незаметно

«Бабушка, ты говорила, что мы будем в садике учиться, мы сегодня опять не занимались, мы только игрались», - рассказывала Ирочка и показывала  то аппликации, то кружочки в тетради, которые они сделали на этих «несуществующих» занятиях.

Как собираются на прогулку  Малыши одеваются долго,  и  может  случиться  так, что те,  кто  оделись  первыми,  стоят и  потеют  в  ожидании  отстающих. (А  на  деле  должно  быть  так:  воспитательница    выводит  на  улицу  "передовиков",  а няня  помогает  оставшимся  одеваться). 

 Как  дети  гуляют?  Понаблюдайте, чем занимается детвора на прогулке. Если  бегают - развлекаются  самостоятельно,  а воспитательница ограничивается лишь замечаниями да одёргиванием – это  плохо.  Во  время прогулки  воспитательница  должна  проводить  какое-либо  целенаправленное  наблюдение,  небольшую  беседу,  коллективную  игру,  помочь организовывать собственную  игру  тем  малышам,  у  которых  не получается... 

Как  делаются  замечания?  Хорошая  воспитательница  не просто  сделает  замечание.  но  ещё  и  тут  же  подскажет,  как /что  надо  делать  правильно.  Например,  вместо «Прекрати  визжать», - она  лучше  скажет: «Катюша, говори потише…вот молодец…». Вместо: «Не обрывай листики!»,  - «Посмотри, какие красивые цветы, полей их, пожалуйста…».  Чувствуете разницу?

И самое главное - замечание ни в коем случае не будет носить оскорбительный характер, унижать или пугать юного человека. «Будешь так себя вести – отправлю в ясли», «посмотри на себя, как свинья…», «посмотри, какой Ваня молодец, а ты…, а ещё девочкой называешься,  как не стыдно!».

 Посмотрите, как реагируют  на замечания дети.  Если  дети  дергаются от звуков ее голоса, то все  «сладкие»  голоса и  рассуждения о любви к детям ничего не стоят.

С другой стороны, если дети на воспитательницу мало внимания обращают,  если  ей  часто  повышать  голос,  чтобы  до  них  докричаться  –  скорее  всего,  поддерживать  дисциплину  получается  плоховато. 

Как решают конфликты.  В мелкие  дрязги воспитательница  не  станет  вмешиваться.  Она  знает прекрасно: поссорились – помирились – это случается часто,  так малыши  обучаются  искусству  дружить. Но она  не  допустит, чтобы  дети  враждовали  между  собой.  Она  обойдется  без  нравоучений,  но сможет  сделать  понятный  малышам  «разбор полетов»,  если  их  поведение  заслужило  того.  И поможет понять, кто ошибся, и подскажет, как вместе играть, и организует игру, и  не вмешиваясь без нужды, проконтролирует.

Девочка Настя сидела в детсадовской и громко ревела. Только что убежала бабушка – она работала нянечкой в том же садике, но в другой группе, и у неё было много дел – вот туфельки Насте не успела обуть. Вообще-то Настя умела это дело делать сама, но – оби-и-идно. «Настенька, скоро завтрак, обувайся и заходи», - сказала Ирина Юрьевна, её воспитательница. «Не буду!», - буркнула Настя сердито и продолжила рёв, и даже хотела показать ей язык, но не решилась. «Мы тебя ждём», - сказала воспитательница чуть строже и в группу ушла. Настя упрямо сидела. Время от времени Ирина Юрьевна заглядывала в раздевалку - проверяя, всё ли в порядке с ребёнком.  С ребёнком был полный порядок: он сидел – скучал и ревел. Но – выступать без зрителей скучно, и Настенька в конце  концов медленно – медленно подняла одну туфельку, подержала, и начала обувать. На второй её «застукала» воспитательница. «Перепутала ножки? Носочки-то в разные стороны…», сказала она доброжелательно и присела с девчушкой. «Переобувайся, я тебя подожду». Настя переобулась, и они вместе отправились в группу.

О вредности ребёнку хорошая воспитательница не напомнит. И  потакать капризам не будет. Она  поможет,  подскажет,  поддержит  тогда, когда ребёнку это необходимо.

Заряна и Нина Некрасовы

Издательство "Эксмо"

© Zaryana-Nina