Эта книга поможет вам заглянуть в самые потаённые уголочки души, где скрываются наши страхи, и превратить то, что пугает, в не-страшное, и даже - в забавное, увлекательное. И полезное для саморазвития. А ещё она о любви. Потому что там, где ЛЮБОВЬ - там не страшно.
Иллюстрации в книге - Леонида Некрасова
Эта книга нас самих удивила
Писали мы книгу про всяческие недоразумения, которые случаются между взрослыми и детьми. Про то, что мусорят дома, про то, как всякие глупости говорят, про не то (как хотелось бы нам) поведение и про наши родительские переживалки на эту поводу и прочая… прочая… А когда эта Книга была написана уже почти наполовину – взяли и вместе перечитали. И дружно ахнули обе – и мама, и дочь. Потому что у нас написалось… про страхи.
Книга про детский страхи, что мешают ребятам быть веселыми и счастливыми.
И про взрослые страхи, что мешают родителям быть уверенными и счастливыми.
"Да, душа у сердца большая. В ней много любви помещается", - сказала нам наша барышня пяти с половиной лет.
И тогда мы сели, подумали… ещё раз подумали…и снова подумали. И поняли: это действительно так. Как только в семье возникают проблемы, стоит копнуть поглубже, стоит вглядеться попристальнее - отовсюду, как заячьи уши, торчат страхи, страшилки и СТРАААХИ. И так же, как заяц, притаившийся под кустом - уши опустит, лапки подтянет, к земле прижмётся покрепче, замаскируется так - мимо пройдёшь – не заметишь, -
Так и страхи. Они маскируются подо что угодно - под вредность, капризы, под грубость, обиду, отчаянье, гнев. И даже под такую черту, которую вроде надо приветствовать: полное послушание.
Редкие родители умеют адекватно относиться к детским страхам. Обычно они либо преувеличивают, либо преуменьшают их влияние на ребенка. Что делать и в том и в другом случае и как относиться к страхам правильно, так, чтобы они психику детскую не испортили – вот основной вопрос. Реши его – и ребёнок наладится, поскольку любое «налаживание» начинается изнутри.
Любое «налаживание» начинается изнутри.
А ведь есть еще множество родительских страхов - «а вдруг…», «а что если…», «я боюсь себе даже представить…», «а вдруг я плохой родитель», «я что-то не так делаю», «ой, что теперь будет», «я не успею сделать/доделать/исправить/наладить/решить…»…
Узнаёте? Наверняка.
Самый большой родительский враг – это страх. Потому что он парализует, мешает двигаться, мыслить. А главное – мешает радоваться ребенку и радоваться вместе с ребёнком. Тогда всем становится «трудно жить»…
Мы точно поняли это в процессе работы над Книгой.
«Ну что ж, - подумали мы, - книге виднее, какой её быть. Пусть это будет книга о страхах. О страхах и о любви».
«Почему ещё о любви?», - спросите вы.
Потому что, да, источник наших проблем – это страх. Источник замусоренный, заражённый. И только любовь его может очистить, сделать целительным родником.
Распознать свой (и/или детский) страх – вернуться к любви – это самое важное, что надо сделать, чтобы в ребёнке (и в нас) всё наладилось.
А сделать это не так уж и трудно. Надо только понять: как только мы начинаем опасаться-бояться чего-то, осуждать себя и /или других, злиться, нервничать да расстраиваться – мы попадаем в ловушку страха. А страх – не лучший советчик. Он переключает внимание с вопроса «как проблему решить» на вопрос «как от неё избавиться».
Решить – это значит понять причины и принять меря по исправлению ситуации.
Избавиться – это значит вступить в сраженье.
А сражаться придётся либо с самим собой, либо с собственными детьми, а чаще – и с тем и с другим. Такая борьба заранее обречена на неудачу. Потому что, кто бы ни победил, изранены будут наши семейные отношения.
И так мы сместили акценты.
В этой книге речь пойдёт о страхах и о безусловной любви.
Любви без условий, то есть такой, когда мы принимаем юного человека, каков он сейчас: и хмурым, и раздражённым, и перепуганным, и зарёванным, и даже ужасно вредным. Мы стремимся его понять и терпеливо ему помогаем в себе разобраться. И вместе, без вредных упрёков и назиданий, выходим на верный путь.
Такая любовь – реальная сила, а может быть, и единственная, которая может, поможет нам страхи преодолеть.
Как устроена эта книга
Это лечебная книга. Потому что в ней вы найдёте ответы на самые популярные (и болезненные) родительские вопросы.
Потому что она сначала лечит родительские души, а потом через них – детскую душу; и уж потом исправляется поведение, то самое в поведении, что мешает взрослым и детям счастливо жить.
Потому что она, как фонарик, светит в самые темные уголочки детской души, чтобы тайные детские страхи, СТРАААХИ, превратились страхи-хи-ХИ. И чтобы родительские опасения и боязни не мешали нам быть вместе, гулять вместе, смеяться вместе и расти - вместе с нашими детьми.
Здесь много веселых игр и занятных идей, как сделать то, что пугает ребенка – не страшным - смешным и даже, представьте себе, увлекательным. И на многие мучительные родительские «почему?» (почему боится шкафа, собаки, учительницы и т.д.) даны ключи. Ключи к решениям, а не сами решения - ведь все люди, а тем более дети, разные.
А чтобы вам было легче найти собственный, свой, мы придумали множество игр, тестов, практикумов, которые могу натолкнуть на идею – как помочь ребенку справиться с его страхами. Как не оставлять его один на один с его мучениями, сомнениями и невысказанными вопросами. Как самим не мучить себя вопросами « а что я теперь буду делать» и «как я могла допустить».
В общем, вместо того, чтобы мучиться – «чего же так боится мой ребенок?», можно задаться вопросом – а как испугать …страхи? Чего боятся они?
Смеха, прямого взгляда и честного разговора, любви и понимания. Потому что там где любовь - там не страшно. Нам главное – детям понять это и почувствовать.
Как? – вот сложный вопрос (потому что, как это ни обидно, в любви нашей дети сомневаются очень часто).
Чтобы всё у вас получилось, мы отвечаем на каждый вопрос в двухуровневой системе.
Уровень первый – что сделать прямо сейчас, чтобы пацаны перестали драться, чтобы малыш перестал дрожать от страха при виде тени на стене, чтобы школьник с удовольствием и спо-кой-но пошел завтра на урок. Мы назвали это «Скорой помощью» - потому что эти рецепты действуют сразу и весьма эффективно.
А затем, когда основные проблемы утряслись и первые страхи «спрятались», наступает время второго уровня – «Посмотрим поглубже» Мы предлагаем вам посмотреть поглубже, и разобраться, откуда взялась та или иная проблема, что питает этот конкретный страх. Вот первоклассница, которая хочет быть в классе самой- самой. Хорошо это или плохо? и что ужасного в том, что ребенок страшно боится, не оправдав доверие родителей, оказаться не самым передовым? Или – вот мальчик, который трясётся от страха при виде собак, а на самом деле – собак ли боится?
Так что главная мораль это книги (если вообще слово «мораль» тут уместно) – это не бояться страхов. И знаете почему? потому что они нас сами ужасно бояться! Когда мы открыто встречаемся с ними. И поворачиваемся к ним лицом
Заряна и Нина Некрасовы
"Мой ребёнок не боится. Простые методики, которые помогут вашему ребёнку не бояться собак, темноты, учительницы..."
Издательство ЭКСМО
Отрывок из главы "Боюсь собаку.., а также мышку, кошку и даже кролика"
Помогите ребёнку найти себя!
Не все в развитии и пристрастиях наших детей зависит от нас, родителей, от того, как мы их растим и воспитываем, какие даем ориентиры. Есть еще, так сказать, генетическая предрасположенность. Музыкально одаренный ребенок в немузыкальной семье - откуда? Или страсть к технике у ребенка из семьи "не технарей" - откуда? Кто знает. Возможно, "заговорили" гены далеких предков.
У каждого человека есть своя, так сказать, генная память, с которой он рождается, она внутри, глубоко в душе, сидит себе и ждет своего часа, а когда час приходит - проявляется. Иногда очень странными требованиями, неожиданными увлечениями.
Впрочем, можно сказать и иначе: у каждого человека есть высшее предназначение, цель, ради которой он на Землю пришел. И все его склонности и умения работают на то, чтоб она на Земле воплотилась. И счастлив тот человек, который вовремя ее угадал и занимается делом, которое ему по душе. И эта цель, предназначение, "записанное" внутри, у некоторых детей проявляется в очень ранние годы. И очень важно не сбить человека на взлете, угадать...поддержать...
Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью - и страстью и радостью одновременно. Это как сочинение стихов, как пение песен - не рвешься ни петь, ни сочинять, но если это у тебя в крови - остановить себя невозможно. Само получается.
Мы, конечно же, можем взяться за дело и, если нам не нравится страстное детское увлечение, ребенка своего тормознуть. Запретить то, что не нравится, подтолкнуть к другому (то, что пристойно выглядит), и переориентировать. Пока человек мал и материально и морально зависит от нас, мы можем его победить и доказать: "это вредно, а то полезно, слушай сюда". Родительских сил и энергии на это дело, правда, уходит много, а результат, как правило, временный: когда человек обретает самостоятельность, он все равно к СВОЕМУ делу вернется. Правда, может вернуться в искалеченной форме.
Но гораздо лучше сделать наоборот: прислушаться к своему ребенку и сориентироваться на его задатки, на те "страсти" и способности, которые в нем появляются.
Вы скажете: хорошо, если дочка увлеклась, например, вышиванием. А если слесарным делом? Да ради бога, лишь бы себе и окружающим не во вред.
Впрочем, дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. Чаще случается по-другому: увлечение как бы размыто, и ребенок не может пока сам четко его определить. Такие дети все время в поиске, у них просто-таки калейдоскоп интересов.
На днях увлеченный ребенок познакомился с соседской собачкой и теперь вовсю дрессирует ее, и это новое увлечение напрочь смело недавнюю страсть к тем самым опытам-экспериментам, в результате которых детская превратилась в филиал небольшого свечного заводика; а через пару недель, вполне вероятно, его одолеет страсть к коллекционированию или плетению макраме... Эти дети все время в погоне, в поиске, что делать - так они "нащупывают" себя; и тут умным родителям придется дать волю ребенку, смириться с такой чехардой интересов.
Это, конечно же, для родителей хлопотно, но пусть вас утешит то, что вы помогаете ребенку найти свое предназначение на земле, а значит, стать счастливым человеком.
Третий вариант - когда ребенку "все по фигу", ему неинтересно ничто. День прожит - и слава богу, а что этот день принес? Надо сказать, что сам по себе такой вариант не возникнет. Тут, верное дело, родители постарались. И объяснили ребенку (увы, доходчиво и аргументированно), что именно надо любить, чем следует увлекаться, чего стоит тот человек, который не доводит ни одно дело до конца, и вообще - "ты знаешь, откуда у тебя руки растут?!".
А так как такие объяснялки происходят, пока ребенок - дошкольник, пока родители в стопроцентном авторитете, пока он верит им на слово - в детское сознание крепко вбивается "правильность" и "неправильность" жизненных увлечений. А заодно выбивается способность найти дело любимое, самое главное для себя. Почему? Завоспитанный или огороженный забором запретов, ребенок перестает прислушиваться к зову своей души. Он запутывается и не понимает, и не находит то самое, ради чего на землю пришел. Забывает…