Практикум

Игра

 Зажги свой фонарик

 

     Эта игра поможет малышу привыкать и не бояться темноты, а также способствует развитии. Зрительно – двигательной координации, знакомит с названиями различных предметов, побуждает к произнесению звуков (а потом – и слов).

Различные манипуляции с фонариком и со световой дорожкой, которая будет высвечивать разные  предметы, зависят от возраста вашего малыша. Игру эту проводите в несколько этапов и заканчивайте сразу же, как только почувствовали, что карапуз ваш устал , что ему надоело.

1. Познакомьте малыша с новой «игрушкой» - фонариком. Дайте подержать и рассмотреть. Несколько раз включите и выключите его, пусть кроха обратит внимание на то, как он загорается – гаснет,  на луч  света, на световую дорожку, которая появляется. Зажигая фонарик, говорите: «светло» ( «зажгли фонарик») , выключая  - «темно» («выключили фонарик»).

2. Приготовьте фонарик, посадите малыша на колени и пригасите в комнате свет. Чтобы малыш не испугался, ласково обнимите его и говорите спокойным голосом, не торопясь.

Скажите «Включили фонарик» и зажгите его. Направьте луч света так, чтобы световая дорожка была хорошо видна малышу. Он может даже её попытаться схватить – пусть пробует, а вы не торопитесь.

Варианты игры (в зависимости от возраста малыша).

= Медленно проведите лучом света вдоль комнаты, медленно, так, чтобы малыш  за световой дорожкой мог уследить. 

= Направьте луч света на ручку малыша… на ножку. Осветите своё лицо.

= Погасите фонарик. Включите фонарик снова и осветите им какой-то  предмет.

= Можно то включать фонарик, то выключать, удивляя ребёнка появлением и исчезновением той – другой вещи. Чётко произносите название того, что осветил фонарик.

= Медленно переведите луч света на какой-то знакомый ему предмет. Например, куклу Катю. Когда малыш заметит её, скажите : «Кукла Катя. Кукла Катя сидит». Если крохе захочется – подойдите к кукле, позвольте её подержать. Этот контраст между «твёрдой» куклой и неуловимым лучом малышей забавляет. И даёт повод подключить к удивительному явлению все органы чувств.

Так играйте, пока малышу будет интересно.

= Когда, через несколько занятий, малыш освоится, можно вложить фонарик в руку ребёнка и помочь ему самому осветить какой-то предмет, переводить луч света с одного на другой.

= Каждый раз кратко комментируйте свои действия и называйте то, что луч выхватил из полумрака. А можно делать наоборот: сначала вещь/предмет называете, а потом освещаете.

= Вполне вероятно, что карапузу какие-то вещи особенно нравятся, и он попытается сказать, что же ему хочется увидеть. Он произнесёт своё слово по-детски, в усечённом, так сказать, варианте (звук или слог), а вы, освещая эту вещь, произносите её название правильно. И показывайте, как вы довольны тем, что он вам сам предмет называет.

 

Эта  книга  поможет  вам   заглянуть  в самые  потаённые  уголочки  души,  где  скрываются  наши  страхи, и  превратить  то,  что  пугает,  в  не-страшное,  и даже -  в  забавное,  увлекательное.  И  полезное  для  саморазвития.  А  ещё  она  о  любви.  Потому  что  там,  где  ЛЮБОВЬ -  там  не  страшно.

 

Иллюстрации в книге -  Леонида  Некрасова

 

Эта книга нас самих удивила

Писали мы книгу про всяческие недоразумения, которые случаются между взрослыми и детьми. Про то, что мусорят дома, про то, как всякие глупости говорят, про не то (как хотелось бы нам) поведение и про наши родительские переживалки на эту поводу и прочая… прочая…  А когда эта Книга была написана уже почти наполовину – взяли и вместе перечитали. И дружно ахнули обе – и мама, и дочь. Потому что у нас написалось… про страхи. 

Книга про детский страхи, что мешают ребятам быть веселыми и счастливыми.

И про взрослые страхи, что мешают родителям быть уверенными и счастливыми.

"Да, душа у сердца большая. В ней  много  любви  помещается", - сказала  нам  наша  барышня  пяти с  половиной  лет.

            И тогда мы сели, подумали… ещё раз подумали…и снова подумали. И поняли: это действительно так.  Как только в семье возникают проблемы, стоит копнуть поглубже, стоит вглядеться попристальнее - отовсюду, как заячьи уши, торчат страхи, страшилки и СТРАААХИ. И так же, как заяц, притаившийся под кустом - уши опустит, лапки подтянет, к земле прижмётся покрепче, замаскируется так - мимо пройдёшь – не заметишь, -

Так и страхи. Они маскируются подо что угодно  - под вредность, капризы, под грубость, обиду, отчаянье, гнев. И даже под такую черту, которую вроде надо приветствовать: полное послушание.

Редкие родители умеют адекватно относиться к детским страхам. Обычно они либо преувеличивают, либо преуменьшают их влияние на ребенка. Что делать и в том и в другом случае и как относиться к страхам правильно, так, чтобы они психику детскую не испортили – вот основной вопрос. Реши его – и ребёнок наладится, поскольку любое «налаживание» начинается изнутри.

Любое «налаживание» начинается изнутри.

            А ведь есть еще множество родительских страхов - «а вдруг…», «а что если…», «я боюсь себе даже представить…», «а вдруг я плохой родитель», «я что-то не так делаю», «ой, что теперь будет», «я не успею сделать/доделать/исправить/наладить/решить…»…

Узнаёте? Наверняка.

Самый большой родительский враг – это страх.  Потому что он парализует, мешает двигаться, мыслить. А главное – мешает радоваться ребенку и радоваться вместе с ребёнком. Тогда всем  становится «трудно жить»…

Мы точно поняли это в процессе работы над Книгой.

«Ну что ж, - подумали мы, - книге виднее, какой её быть. Пусть это будет книга о страхах. О страхах и о любви».

«Почему ещё о любви?», - спросите вы.

Потому что, да, источник наших проблем – это страх. Источник замусоренный, заражённый. И только любовь его может очистить, сделать целительным родником.

Распознать свой (и/или детский) страх – вернуться к любви – это самое важное, что надо сделать, чтобы в ребёнке (и в нас) всё наладилось.

А сделать это не так уж и трудно. Надо только понять: как только мы начинаем опасаться-бояться чего-то, осуждать себя и /или других, злиться, нервничать да расстраиваться – мы попадаем в ловушку страха. А страх – не лучший советчик. Он переключает внимание с вопроса «как проблему решить» на вопрос «как от неё избавиться».

Решить – это значит понять причины и принять меря по исправлению ситуации.

Избавиться – это значит вступить в сраженье.

А сражаться придётся либо с самим собой, либо с собственными детьми, а чаще – и с тем и с другим. Такая борьба заранее обречена на неудачу. Потому что, кто бы ни победил, изранены будут наши семейные отношения.

     И так мы сместили акценты.

В этой книге речь пойдёт о страхах и о безусловной любви.

Любви без условий, то есть такой, когда мы принимаем юного человека, каков он сейчас: и хмурым, и раздражённым, и перепуганным, и зарёванным, и даже ужасно вредным. Мы стремимся его понять и терпеливо ему помогаем в себе разобраться. И вместе, без вредных упрёков и назиданий, выходим на верный путь.

Такая любовь – реальная сила, а может быть, и единственная, которая может, поможет нам страхи преодолеть.

Как устроена эта книга

Это лечебная книга.  Потому что в ней вы найдёте ответы на самые популярные (и болезненные) родительские вопросы.

    Потому что она сначала лечит родительские души, а потом через них – детскую душу; и  уж потом исправляется поведение, то самое в поведении, что мешает взрослым и детям  счастливо жить.

     Потому что она, как фонарик, светит в самые темные уголочки детской души, чтобы тайные детские страхи, СТРАААХИ, превратились страхи-хи-ХИ. И чтобы родительские опасения и боязни не мешали нам быть вместе, гулять вместе, смеяться вместе и расти - вместе с нашими детьми.

     Здесь много веселых игр и занятных идей, как сделать то, что пугает ребенка – не страшным - смешным и даже, представьте себе, увлекательным. И на многие мучительные родительские «почему?» (почему боится шкафа, собаки, учительницы и т.д.) даны ключи. Ключи к решениям, а не сами решения - ведь все люди, а тем более дети, разные.

А чтобы вам было легче найти собственный, свой, мы придумали множество игр, тестов, практикумов, которые могу натолкнуть на идею – как помочь ребенку справиться с его страхами. Как не оставлять его один на один с его мучениями, сомнениями и  невысказанными вопросами. Как самим не мучить себя вопросами « а что я теперь буду делать» и «как я могла допустить».

В общем, вместо того, чтобы мучиться – «чего же так боится мой ребенок?», можно задаться вопросом – а как испугать …страхи? Чего боятся они?

            Смеха, прямого взгляда и честного разговора, любви и понимания. Потому что там где любовь - там не страшно. Нам главное – детям понять это и почувствовать.

Как? – вот сложный вопрос (потому что, как это ни обидно, в любви нашей дети сомневаются очень часто).

Чтобы всё у вас получилось, мы отвечаем на каждый вопрос в двухуровневой системе.

Уровень первый – что сделать прямо сейчас, чтобы пацаны перестали драться, чтобы малыш перестал дрожать от страха при виде тени на стене, чтобы школьник с удовольствием и спо-кой-но пошел завтра на урок. Мы назвали это «Скорой помощью» - потому что эти рецепты действуют сразу и весьма эффективно. 

А затем, когда основные проблемы утряслись и первые страхи  «спрятались», наступает время второго уровня – «Посмотрим поглубже» Мы предлагаем вам посмотреть поглубже, и разобраться, откуда взялась та или иная  проблема, что питает этот конкретный страх. Вот первоклассница,  которая хочет быть в классе самой- самой. Хорошо это или плохо? и что ужасного в том, что ребенок страшно боится, не оправдав доверие родителей, оказаться не самым передовым? Или – вот мальчик, который трясётся от страха при виде собак, а на самом деле – собак ли боится?

            Так что главная мораль это книги (если  вообще слово «мораль» тут уместно) – это не бояться страхов. И знаете почему? потому что они нас сами ужасно бояться! Когда мы открыто встречаемся с ними. И поворачиваемся к ним лицом

Заряна и Нина Некрасовы

"Мой ребёнок не боится. Простые методики, которые помогут вашему ребёнку не бояться собак, темноты, учительницы..."

Издательство ЭКСМО

 

 

Отрывок из главы "Боюсь собаку.., а также мышку, кошку и даже кролика"

Помогите  ребёнку  найти  себя!

Не все в развитии и пристрастиях наших детей зависит от нас, родителей, от того, как мы их растим и воспитываем, какие даем ориентиры. Есть еще, так сказать, генетическая предрасположенность. Музыкально одаренный ребенок в немузыкальной семье - откуда? Или страсть к технике у ребенка из семьи "не технарей" - откуда? Кто знает. Возможно, "заговорили" гены далеких предков.

У каждого человека есть своя, так сказать, генная память, с которой он рождается, она внутри, глубоко в душе, сидит себе и ждет своего часа, а когда час приходит - проявляется. Иногда очень странными требованиями, неожиданными увлечениями.

Впрочем, можно сказать и иначе: у каждого человека есть высшее предназначение, цель, ради которой он на Землю пришел. И все его склонности и умения работают на то, чтоб она на Земле воплотилась. И счастлив тот человек, который вовремя ее угадал и занимается делом, которое ему по душе. И эта цель, предназначение, "записанное" внутри, у некоторых детей проявляется в очень ранние годы. И очень важно не сбить человека на взлете, угадать...поддержать...

Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью - и страстью и радостью одновременно. Это как сочинение стихов, как пение песен - не рвешься ни петь, ни сочинять, но если это у тебя в крови - остановить себя невозможно. Само получается.

Мы, конечно же, можем взяться за дело и, если нам не нравится страстное детское увлечение, ребенка своего тормознуть. Запретить то, что не нравится, подтолкнуть к другому (то, что пристойно выглядит), и переориентировать. Пока человек мал и материально и морально зависит от нас, мы можем его победить и доказать: "это вредно, а то полезно, слушай сюда". Родительских сил и энергии на это дело, правда, уходит много, а результат, как правило, временный: когда человек обретает самостоятельность, он все равно к СВОЕМУ делу вернется. Правда, может вернуться в искалеченной форме.

Но гораздо лучше сделать наоборот: прислушаться к своему ребенку и сориентироваться на его задатки, на те "страсти" и способности, которые в нем появляются.

Вы скажете: хорошо, если дочка увлеклась, например, вышиванием. А если слесарным делом? Да ради бога, лишь бы себе и окружающим не во вред.

Впрочем, дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. Чаще случается по-другому: увлечение как бы размыто, и ребенок не может пока сам четко его определить. Такие дети все время в поиске, у них просто-таки калейдоскоп интересов.

На днях увлеченный ребенок познакомился с соседской собачкой и теперь вовсю дрессирует ее, и это новое увлечение напрочь смело недавнюю страсть к тем самым опытам-экспериментам, в результате которых детская превратилась в филиал небольшого свечного заводика; а через пару недель, вполне вероятно, его одолеет страсть к коллекционированию или плетению макраме... Эти дети все время в погоне, в поиске, что делать - так они "нащупывают" себя; и тут умным родителям придется дать волю ребенку, смириться с такой чехардой интересов.

Это, конечно же, для родителей хлопотно, но пусть вас утешит то, что вы помогаете ребенку найти свое предназначение на земле, а значит, стать счастливым человеком.

Третий вариант - когда ребенку "все по фигу", ему неинтересно ничто. День прожит - и слава богу, а что этот день принес? Надо сказать, что сам по себе такой вариант не возникнет. Тут, верное дело, родители постарались. И объяснили ребенку (увы, доходчиво и аргументированно), что именно надо любить, чем следует увлекаться, чего стоит тот человек, который не доводит ни одно дело до конца, и вообще - "ты знаешь, откуда у тебя руки растут?!".

А так как такие объяснялки происходят, пока ребенок - дошкольник, пока родители в стопроцентном авторитете, пока он верит им на слово - в детское сознание крепко вбивается "правильность" и "неправильность" жизненных увлечений. А заодно выбивается способность найти дело любимое, самое главное для себя. Почему? Завоспитанный или огороженный забором запретов, ребенок перестает прислушиваться к зову своей души. Он запутывается и не понимает, и не находит то самое, ради чего на землю пришел. Забывает…

 

© Zaryana-Nina