Отрывок из книги

Как уложить ребёнка спать
11 способов спокойного засыпания. Научите ребёнка!


                          «Ну почему я не могу уснуть?!» - взвыл мой возмущённый ребёнок после часа пребывания в кроватке. И тут до меня дошло – в чём ошибка!

Что мы делаем, оставляя ребёнка в кровати? Сказка, поцелуй, пожелание: «спи». А потом в вариациях разным тоном это «спи» повторяем.
Так вот, твердить «Спи» да «спи» совершенно никчёмное дело. Вместо этого надо показать конкретные приёмы расслабления - успокоения - засыпания. Их не-спящий ребёнок не знает!
Мы придумали целых 11 - тех, которые можно использовать в славном деле укладывания малыша, дошколёнка и даже школьника. Пробуйте, выбирайте, что именно вам подойдёт. А возможно, оттолкнувшись от наших способов , вы придумаете собственные, свои.

1. НАБЛЮДАЙ. Предложите дочке/сынишке на что-то смотреть. На что-то монотонное, спокойно – неторопливое. Это могут быть рыбки в аквариуме, подвешенные рядом с кроваткой лёгкие пёрышки, качающиеся от малейшего дуновения, лампа – ночник, где что-либо плавает, поднимается – опускается (и т.п.). Это может быть даже проникающая из соседней комнаты полоска света; в ней всегда танцуют пылинки…

2. ПОСЛУШАЙ. Дети любят знакомые голоса. Неторопливо и тихо пречисляйте все части тела и говорите, что они спят. «Спят наши ручки, бай-бай, спите, ручки…», «Спят наши ножки, бай-бай, спите ножки…», «Реснички на щёчки легки и спят…». Текс ваших приговорок должен быть очень простым (чтобы малышу не пришлось вдумываться и напрягаться, о чём идёт речь). Старайтесь вообще его не менять; с привычным ребёнку спокойнее.

Дети, особенно малыши, любят слушать «про себя»: про то, как устроены, про то, зачем нужны пища и сон организму. Расскажите сынишке иль дочке в форме сказки, как отдыхает сердце, как оно набирается сил; как мускулы отдыхают и связки, как и почему во сне мы растём. Приятная сказка о том, как нужен сон организму.

3. НАЗОВИ И ПОБЛАГОДАРИ. Малышу постарше можно предложить самому так себя успокаивать, называя поочерёдно свои части тела. Можно даже их похвалить, поблагодарить за то, что они днём так трудились, старались для него. «Глазки весь день смотрели, спасибо, глазки, глазки, устали, спите, глазки…», «Ножки ходили, ножки бегали, ножки устали. Спасибо, ножки, отдыхайте. ножки…». Впрочем, для начала лучше всё-таки это вам самим, как заговор, произносить.

У детей внутренняя речь (умение говорить про себя, а не вслух) развивается примерно годам к четырём, а до этого времени они не умеют говорить мысленно, про себя. Зато потом они вполне могут сами себя успокоить, уговорить. Покажите, как - и малышу будет легче убаюкиваться.

4. ОБРАТИСЬ. Если ребёнку трудно лежать и не двигаться, он может попробовать делать так: ритмично двигать пальчиками (но не руками!) и говорить: «Спи, мой пальчик, баю – бай, спи, мой пальчик…». По очереди обращаться к каждому пальцу. Вполне вероятно, что, пока дойдёт до последнего, сон одолеет его.

5. ПОЗОВИ. Иногда дети не хотят засыпать, опасаясь, что приснится плохой сон. Предложите ребёнку позвать сон хороший.
Сон – сон, приходи,
На Арину погляди.
Принеси Аринке
Добрые картинки.
Не так и важно, какие именно слова вы говорите, просто постарайтесь, чтобы они были в рифму и ритмично звучали. И договоритесь так: слова эти надо повторять несколько раз, и вслух больше ничего – ничего не говорить (а то сон запутается и не поймёт, к кому же приходить надо).

6. ПОПРОСИ. Почти у всех детишек есть игрушка, которую они тянут с собой в кроватку. Прекрасно! Такой любимый, просто волшебный для малыша предмет с удовольствием его выручит… «если его попросишь об этом». Придумайте вместе волшебные слова. Вот скажет их малыш – и всё, больше ни-ни, «разговаривать больше не будем: мы ведь попросили игрушку – и она выполнит нашу просьбу; только для этого надо тихо – тихо лежать». А слова могут быть вот такими:
Ах, ты, моя душечка,
Душечка – игрушечка
Принеси хороший сон,
Пусть со мною будет он

Помогают такие «заговоры» не только малышам, но и дошколятам, и школьникам. Помогают, потому что бездействие заменили на конкретное действие, де-ло. А когда мы что-то делаем, мы чувствуем себя хозяевами положения, а не игрушкой неведомых сил.

7. ПОЙМАЙ. Предложите поставить мысленный «сонноулавливатель» - это такая антеннка из маминых добрых мыслей, она стоит на крыше и притягивает к моей дочке/сыночку самые добрые сны… Это магнитик для добрый снов, он хорошие привлекает, а плохие отталкивает; ведь сны - это тоже мысли, только в картинках.
Главное условие: ребёнок не должен заставлять себя заснуть! Когда мы очень стараемся, добиваясь чего, частенько получается с точностью до наоборот. Объясните ребёнку, что надо позволить себе НЕ стараться. «Не хочешь – не засыпай. Пусть будет как будет. Давай посмотрим картинки…».

8. ПОСМОТРИ. Дети любят рассматривать картинки, вот и предложите смотреть их, но…с закрытыми глазами. Вначале вам придётся рассказывать, что он там «видит». «Закрывай глазки…слушай…смотри…». Вот добрый зайчик, он морковку грызёт… лапками держит… у зайчика ушки длинные… ест и слушает, ушки поднял… у зайчика хвостик коротенький…». Постепенно малыш научится и сам воображать, что захочется. А потом научится отпускать свои мысли на волю; мысли – картинки. Пусть бредут, как им хочется, пришли – прошли…. приплыли – уплыли.

9. ПРЕДСТАВЬ. Представить бархатный занавес и/или звёздное небо. Есть дети, которые легко начинаю дремать, «рассматривая» эти воображаемые звёздочки. (Пусть ребёнок заранее днём пощупает этот бархат, ощутит, какой он приятный и мягкий). Вообще, предлагая что-то вообразить, исходить надо из знакомых ребёнку понятий, из того, что он чувствует, знает, уже ощутил.

10. ОТПУСТИ. Иногда что-то назойливо лезет ребёнку в голову: «Я не хочу, они сами вот тут у меня крутятся! мысли всякие! не слушаются, торчат!», - возмущалась наша Арина. Детям стоит объяснить, что мысли – как путешественники, идут себе и идут. И не надо их останавливать.

Мы то с вами знаем, что усиленно прогоняешь, то назойливо возвращается. Не гнать мысли надо, а позволить им быть. от всё назойливей крутится в голове. Надо отвлечься и позволить им быть, плыть именно так, как им захочется. («Вот мои мысли, а вот она я; мысли сами приходят и сами уходят… мне хорошо в кроватке»).
Можно представить их облаками; уточками в чистом озере. … как утки на волнах покачиваются и плывут…уплывают…(«Ты командуешь уточками, а просто смотришь, как они проплывают»).

С пожеланьем счастливых снов - Заряна и Нина Некрасовы.

11. ПОРАДУЙСЯ. Помогите ребёнку найти в кроватке (и в самом засыпании) что-то приятное. Что там можно удобно устроиться, помечтать о чём-то, вспомнить моменты дня, удобно устроиться…
Тут важно человека переориентировать, сделать так, чтобы связать засыпание с добрыми ассоциациями.
Чтобы, как сказал мой «бессонный» ребёнок: «Кроватка – мой ночной домик, в домике всё хорошо».

Заряна И Нина Некрасовы. Новое на сайте, путеводитель

© Zaryana-Nina