Отрывок из книги, из  практикума

 Заметки о замечаниях

Вспомните школьные уроки по физике (если сможете; мы не смогли, нам объяснял электрик). В поляризованном реле, где «плюсовые» и «минусовые» контакты находятся рядом,  но действуют раздельно, по цепи идёт разный ток, с «+» и «- ».   Если по цепи идёт «+», в реле срабатывает одна определённая группа контактов, если со знаком « - » срабатывает другая.

Так и тут. Когда от вас идёт «+» (позитивная команда, позитивное замечание), «реле» ребёнка сработает тоже со знаком «плюс»,  ему захочется вас услышать ( и прислушаться). Ваш «минусовой ток» замкнёт идентичный контакт у ребёнка. И ещё.

Электрики подтвердят: Для хорошей работы реле самое главное, чтобы электропитание было «в допуске», то есть напряжение и ток должны быть не больше допустимой нормы.

А теперь проведите аналогию с собственной деткой, которой вы недовольны.

Представив, что ток и напряжение подаём мы сами.

Делайте позитивные замечания

Любое замечание старайтесь делать в позитивном ключе.

Почему? Хотя бы потому, что а в негативном замечании всегда таится скрытая угроза. И мы неосознанно готовимся к обороне. Даже еж сворачивается в клубок и выставляет иголки, почуяв опасность.

Если хочется сказать «нет», сделайте паузу.

- Пауза – это затем, чтоб собраться с мыслями (и с силами)

- Подобрать нужную фразу (или несколько)

- Примерить их на себя (если б вам так сказали, вам бы понравилось?) и выбрать одну, самую подходящую

"Не сиди крючком за компьютером!" - "Сядь, пожалуйста, ровно".

"Безобразие, сколько можно играть?!" - "Ты играл полчаса, заканчивай"

 

  

Верьте - не верьте,  но  компьютерной  проблемы  в  детском  возрасте  не   существует.  Дети  и  подростки  "прирастают"  к  розетке  тогда,  когда  реальный  мир  не  может  (или не хочет)   предложить  им  других  полноценных  занятий.

Мы  берёмся  это  вам  доказать.  И  показать - что  стоит  делать,  чтобы  ребёнок  не  зависал  в  виртуальном  мире.

Отрывок из главы "То ли друг, то ли враг телевизор"

                                                              - Сейчас кино будет, «Марья – искусница»

                                                                - Какое?

                                                                - «Марья – искусница»

                                                                - А что, она много кусала?  

Посмотрите на полках книжных магазинов, сколько книг написано о том, как уложить ребёнка спать. Полно. Никогда, ни в какие времена ещё не вставала так остро «сонная проблема». Не было ещё у нас ни одной встречи с родителями, где бы они не поднимали этот вопрос. А в чём дело? В нагрузках, которые выпадают на долю ребёнка. В тех стрессах и эмоциональных перегрузках, которые сваливаются и на малышей, и на подростков. И думается, большая часть проблем ползёт из телевизора, особенно если ребёнок имеет «счастье» лицезреть его бесконтрольно, бессистемно, и  на сон грядущий в том числе. Не верится? Попробуйте пару недель исключить телевизор из вечернего обихода – и вы убедитесь, что ваш ребёнок и засыпать станет лучше, и спать спокойнее.

 Возьмите краски, возьмите книжки…

Кстати сказать, книги, даже сказки с плохим концом, воздействуют на детей не так фатально. Потому что там работает воображение: ребёнок слушает то, что ему рассказывают, и его воображение само рисует картинки.

Оно как бы корректирует услышанное – и  создаст «облагороженный», смягченный, не ранящий вариант. Совсем другое дело – картинки из телевизора. Тут - никакой коррекции не происходит: Увидел – щёлк! – «сфотографировал». Но это ещё полбеды. Беда, что такое «фото» как бы проваливается в подсознание и прописывается там. И время от времени снова всплывает в памяти и снова пугает малыша.

Поэтому тщательно  контролируйте передачи и компьютерные игры, просматривайте книги для маленьких детей – что там нарисовал художник, не слишком ли картинка (иллюстрация) реалистична. На малышей страшная картинка из книжки (а сейчас их стали порой выпускать без учета особенностей детского восприятия) тоже может произвести неизгладимое впечатление и напрочь перепугать, иногда - ничуть не меньше, чем жутковатый видеоряд на экране.

Телепрофилактика

Дети  смотрят телевизор вместе со взрослыми, но видят они не совсем то, на что мы рассчитываем. Они могут акцентироваться на тех деталях, на которые мы и совсем внимания не обратим, могут сделать выводы, на которые мы вовсе не рассчитываем.

«Ну зачем же такую красивую лошадь превратили в какого-то человека!» - в слезах воскликнула дочка, посмотрев старый фильм «Как Иванушка – дурачок за чудом ходил».

Лет до двух с половиной – трёх малыши вообще не способны адекватно воспринимать / переосмысливать  полученную информацию. Даже мультики им гораздо полезнее смотреть в видеозаписи, чтобы в любой момент можно было бы остановить картинку, вернуться назад и объяснить то, что малыш не понял.

     Детей нельзя оставлять с экраном один на один. Это не значит, что вы обязаны постоянно сидеть рядом и смотреть вместе (хотя такой вариант сам по себе не плох). Это значит, что надо помочь ребёнку разобраться в том, что они увидят.
 

Беседуйте с ребёнком о том, что он увидел и понял, когда смотрел ту или иную передачу. тем более, что лишнего времени это у вас не отнимет. Разговаривать можно и на ходу, по дороге в детсад/в магазин/на прогулку, и между делом,  поливая цветы/оттирая следы на обоях и даже пылесося палас.

Лишь лет после трёх дети начинают выстраивать связи между тем, что происходит «в телевизоре» и реальной жизнью, могут индентифицировать себя с какими-то героями и с особым удовольствием подражать им.

Но давайте не будем винить телевидение, давайте поделим обязанности. Оставим каждому свое: теледеятелям – зарабатывание денег, а родителем – воспитание своих детей (увы, тут интересы данных групп расходятся). Есть очень простое понятие, которое почему-то редко упоминают, когда говорят о вреде и пользе информационных технологий. Вкус и культура. Это, может быть, единственное средство, способное по-настоящему помочь нашим детям в наше время (и их родителям – тоже).

А вот прививаются они с раннего детства

Двухлетний карапуз вдруг накинулся на четвероного друга, любимца семьи, добродушного старого боксёра. Лупцевал всем, чем под руку попадётся. Мяч в руках – бьёт мячиком, барабан – бьёт барабаном, всё отобрали – пинает ногой.  Сначала мама была в шоке: что с малышом случилось?  а потом  догадалась, отчего такая метаморфоза.  Никита посмотрел новые мультики – подарок от дедушки.  «Виновным» дурного поведения оказался один  мелкий ушастый зверёнок, на протяжении нескольких серий изводящих всех, кто ему под руку (то есть под лапку) попадётся.  Особенно в том мультике доставалось коту и собаке. Кошки в доме не было, зато собака была. И, как нарочно, та экранная псинка и эта, живая, домашняя  чем-то были действительно внешне  похожи. Неизвестно, вообразил себя Никитка супергероем – мышом или просто весело было здоровую псину гонять , но что домашний пёс забился под кровать и весь вечер носа оттуда не показывал – это точно.

Дети учатся, развиваются, подражая взрослым, обычно – своим родителям. Но гость, прописавшийся в экране, становится для ребёнка тоже членом семьи, и образцом для подражания  становится тоже!

Вывод? Не все забавные с вашей точки зрения мультики подходят для наших малышей.

Пока дети не разобрались, что такое хорошо и что такое плохо, очень вредно смотреть им на агрессию, издевательство, вредность. Мы-то мы понимаем, что когда несчастный кот размазан по забору  – это  шутку такая, а малыш всё воспринимает буквально. Пропахал Тигра носом – ой, смешно! рухнул с небоскреба – ой, забавно! Все веселятся, и малыш делает закономерный вывод: хочешь, чтоб тебе радовались – делай так же. И де-ла-ет.

Откуда берутся геймеры?  Мы подозреваем, привычка жить за экраном начинается в раннем детстве. Просто к привычному экрану, телевизионному, добавляется ещё один – мониторный.  Просто от одного экрана, телевизионного, он пересаживается за другой – компьютерный.

Из дневника завзятого геймера  

Понедельник 

14:38

Десять шагов, девять, восемь, семь, шесть…

Дом, милый дом. Да, мам, в школе все нормуль. Дом. Комната. Компью… Поесть? Да-да, иду, мам. Блин!.. Так, ладно. На чем мы там остановились? А, точно, французы у меня Бесарабию отвоевать пытались. Щас я им отвоюю… А? Ну, дык, щас три… Ну, часик посижу, ага? Да, да, не больше! Оп! Обломчик вышел… Напали, понимаешь! А мы их конницей, конницей…

Скока, десять минут пятого? А, ну, все, заканчиваю…

Ну, щас-щас, битва важная!

Пять? Каким это чудом? Вижу… Ух, лягушатники чертовы! Я вам еще покажу, где раки… Да, все-все, выключаю!

 18:01

Все! Историю выучили, можно перекраивать! Что? Германия? Объявила войну?! Мне?!!! Предатели! Я вам попомню, арийцы, несчастные!..

Да, я в курсе, завтра в школу. А скока щас? Умпх… Все, стелю.

Вторник

 14:47

Десять, девять, восемь…

Да нормально. Нет, не спрашивала. Завтра? А, ну, информатика, физика, физ-ра, английский и э-э-э… русский. Да, кстати, и тебе привет тоже. Ну, потом выучу. Ну че щас? Вон, калькулятор беленький видишь?

Так, ладно, чем бы сегодня заняться? О! Точно, давненько мы не квакали! Где тут ярлычок наш? Вот, Quake 4, замечательно! Тыш-тыш-тыш! Во! Получайте, пиу…

 16:20

Уроки. Снова они… Математический маятник совершает колебания… а тут на него зерг как сиганет! Хе-хе…

 17:43

Все, айм бэк, вредители! Что значит «не смей»? Да я ж тока часок посидел! А че вчера? То вчера… Нет, голова не болит, а что, должна? Ну, я не долго… Мам, ма-а-ам, мамуль. Ну, пли-и-из… Йес-йес-йес! Спасибо, я правда недолго!

Хррр… А, че? Уже ночь? Как ночь? Да ладно, мам, не злись ты так! Уроки-то я сделал.

Среда

 14:40

Десять, девять, восемь, семь…

Привет, мам. Нормально. Я пойду… Что?! Как электричества нет? Нет, не может быть… Как они могли? Средь бела дня? Все, ухожу в монастырь! Или нет, сначала в Горгаз! Опять Гесер шалит!

Четверг

 14:11

Десять, девять, уй, чертовы кочки!

Здрасьте.

А вот и я, железюшка ты моя ненаглядная! Ну что, погоняем?

Ась? Да ладно тебе, вчера ж электричества не было! Должен же я пробел восполнить! В школе? А какие там пробелы? No probel! Да не хочу я есть! Ну, чаю можно? Принесешь сюда, ладно? Спаси-и-ибо!

 16:40

Да вечером сделаю!

 19:33

Что? Не, убивать не надо. Уже выключаю…

Пятница

 07:01

Слушай, мам, чего-то мне сегодгня пло-о-хо… голова болит. Нет, причем здесь компьютер? Ладно сегодня сидеть не буду.

 10:24

Уф! Опять Вторая Мировая приснилась… Надо бы завязывать…

 11:14

Я? Обещал? Чего? А, не играть? Ну, ладно, ладно, только не кричи, ага?

 15:22

Ну, скока можно медитировать? Нет, в школу ходить нужно хотя бы ради компьютера.

 17:40

Что-то правда голова болит…

Суббота

 09:25

Наконец-то!

Пуск!

Оуо, теперь ты в Матрице, парень!

 16:30

А?.. Да-а-а… щас. Поем… Не, я с полчасика назад передышку делал. А че глаза? Нормальные.

 20:02

Ну, кто там на меня сзади нападает? Неужто, опять черти эти? Тьфу! Кот!

 23:45

Спать? Можно… Да ну, че ты, какой весь день? Я же гулять ходил… или вчера?

Воскресенье

 11:34

Спина болит. Голова болит. Все болит. Но воевать надо!

 22:10

А-а-а? В шко-о-олу… да-а-а, в школу. Учил. Когда? Днем. Этим. Стелю…

© Zaryana-Nina