Содержание


Вступление

Агитация без  нотации

Чтобы сказка сумела помочь…

 

Глава 1 Сказки для самых маленьких

От присказки до сказки лёгкие шаги       

Две маминых сказки –  вредная и БЕЗвредная 

Иду на контакт

Развиваем речь и мышление

Театр для младенца

Обойдёмся без капризов

Особенность сказок для самого раннего возраста

 

Глава 2 Где взять героя и что с ним делать

Из чего появляется сказка?

Тест  «Какой вы сказочник»  

Что делать, если у вашей фантазии выходной?

 

Глава 3 Сезам, откройся или Сказки от капризов и прочих детских вредностей

Подпольно – сказочная агитация   

Мир живой и ребёнок – в центре Вселенной

Кит, фонтанчик и маленькая кроватка   

Свой собственный сериал

Как сочиняется сказка по конфликтному случаю    

Сказочная самооценка  

Светлячок и сфера человеческих отношений

Как спасти обои и кое-что ещё

 

Глава  4   Сказки – индикаторы

Проблема со старым хвостиком   

Как узнать, что мучит ребёнка 

Тест   Как ребёнок относится к вам

Правила для индикатора

Проблему решаем в  домашнем театре  

 

Глава 5.   Ранее развитие. Всему своё время!

Тест-задание для родителей

Малышки и книжки

Тест для дошколёнка

Тест для школьника

Как развивается детский мозг

Как сделать сказку из будней

Играть – сочинять – обучать

 

Глава 6    Шпаргалка для родителей

Тайная дверца в сказочный мир

Приём первый. Пререпутаница

Приём второй. Ваш ребёнок – настоящий герой

Приём третий. От другого лица

Сказка с продолжением

 

Глава 7.   Спастись от одиночества  

«Грусть – тоска меня съедает…»

«Не бойся, я с тобой»

Ребёнку важно понять, что его не бросают. Готовим

Ребёнок должен быть уверен, что его любят и помнят. Держим контакт.

Ребёнок должен знать, что вы к нему обязательно вернётесь. Даём временные ориентиры.

 

Глава 8.   Самый страшный детский страх

Держать удар

Куклы – пальчики – перчатки

Что будет потом… 

Нечаянная потеря. -  как помочь её пережить.

Тест  - путешествие

 

Глава 9  Шкатулка со сказками

Почти волшебные вещи          

Подсказки для вашей сказки

Сказки по кругу

Сказки за компанию

Сказки по пословицам

 

Глава 10 Сочиняют сами, сочиняют с нами

Секреты вдохновения

Маленькие «говорилки». Как развивается детская речь

Секреты внимания

Мои первые сказки

Созвездие Гончих Невидимок

 

Глава 11  Детская ложь и родительские промашки

Ври да не завирайся!

В сказке ложь, да в ней намёк      

Быть может… или - не может быть?

Зачем дети лгут и что с этим делать    

Фантазируйте на здоровье!     

 

 Заключение

Есть простое, но эффективное средство от многих семейных проблем.
Вместо ссор, поучений и наказаний просто … сочините вместе с  ребенком сказку.  
Сказка поможет раннему развитию малыша, снимет стресс у школьника.  И что самое главное –поможет перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Где взять столько полезных сказок? В этой книге. И ещё сотни подсказок о том, как их сочинять. Приключенческие, познавательные, романтические, героические… они легко у вас получатся. Надо только начать «сочинялки» вместе с ребёнком – и вы станете настоящим волшебником, которого дети сами захотят и слушать и слушаться.
Это выходит! Мы проверяли!

Глава из книги "Как найти контакт с ребёнком? Сказочные возможности"


- Что такое слово? Это звуки, расположенные в определённом порядке. Например: «а»-«р»-«и»-«н»-«а»: получилось слово «Арина», - Ариша делает паузу, а потом раздумчиво говорит:

- Значит, звуки – это создатели слов?

Секреты детского вдохновения

 

     Мы заметили: легко и красиво сочиняется сказка, когда настроишься на собственного ребёнка. Что значит – настроишься? Когда отложишь все взрослые пустяки, вроде мыслей о вредном начальнике и больной голове, и о том, что ремонт на носу, и о том, что делать в субботу,  стирать или гладить… Дети тоже думают о серьёзном. Но умеют взять и забыть, и с головой уйти в момент настоящий.

Вот он, первый секрет вдохновения: вдохновенно заняться тем, чем занимаешься.

В всё остальное (и главное – остальные мысли) отложить на «потом».

А второеперестать себя контролировать.

У взрослых внутри сидит этакий контролёр и вечно всё проверяет и переспрашивает: а так я сделала? а как это будет выглядеть со стороны? а вдруг окажусь «не на уровне»? ну, не окажетесь, ну и что?

Когда мы гневаемся, читаем нотации, когда говорим «я занят/а, я устал/а, «я хочу посмотреть телевизор спокойно…» и вообще, «подожди…» -  - вот тогда мы выглядим непрезентабельно в детских глазах.

А – когда вместе, когда  с удовольствием, когда дети чувствуют, что мы хотим с ними быть – всё остальное неважно.

      Детям всё интересно – в себе и с мире. И что по-настоящему им трудно принять – взрослую «тусклость». Неумение удивляться, восторгаться, любоваться собою, радоваться мелочам. Завтра, возможно, и будет у вас что-то совсем грандиозное, но пока это «завтра» дождёшься?!

А мир интересен – сейчас.

«Вот какая у меня какашка интересная, с хвостиком!», - сказала внучка, поднимаясь с горшка…

Когда вы в последний раз удивлялись (и восторгались)?

Всё однажды, и всё не повториться.

Видеть в незначительном  – удивительное.  Это третий секрет.

Итак, настройтесь на удовольствие.

Отправьте своего контролёра в отпуск, хотя бы на время. Хотя бы на полчаса. И просто послушайте, какая прелесть: говорят наши дети.

Ах, как они говорят! Какие сказочные сюжеты можно из этого изобрести!

Вот Тёма играет с зайчиком и кошечкой:

- Зайчик любимый, кисочка любимая. Кисочка зовёт: «Иди ко мне». Идёт ко мне. Зайчаточки вон в домике. Иди в дом, полный дом зайчиков. А-а, тра-ля-ля – зайчики пели, играли на бубне, другие на баяне играли, ещё зайчики – полный дом зайчиков набит.

Прислушивайтесь к тому, что говорят дети.

«Вот придёт май и принесёт жука…майского…большо-ого такого!», -  что это? Быть может, начало прекрасной сказки…

Записывайте побольше – и вам понятней  станет их удивительный детский мир.

Подключайтесь к нему.

Маленькие говорилки   или как развивается детская речь

 

К концу первого года своей жизни малыш произносит свои первые слова. Мы с нетерпением ждём этих «дяй!», «би-би», «мама», «папа», «де-де…»

Наша забота и ласка, наши первые сказки побуждали младенца гулить, лепетать, модулировать этот лепет (т.е. повторять слоги с разнообразной интонацией), и вот теперь - наконец-то! – слова.

Впрочем, до настоящей речи ребёнок пока ещё не добрался. И во многом от нас зависит, как пойдёт это дело дальше.  Это очень сложная задача: научиться говорит. В рамках этой книги мы не будем широко обсуждать этот вопрос, но обратим ваше внимание на самое главное:

*  Чтобы все этапы развития речи прошли на «отлично», у ребёнка должна быть аудитория. Если мало обращать внимания на речевые дивертисменты малыша, он…умолкнет. Говорить с ним и слушать его, причём слышать с удовольствием – верный способ стимулировать малыша осваивать азы словотворчества, пробудить желание набирать и набирать лексикон.

*  Положительные эмоции повышают тонус коры головного мозга и ускоряют процесс.

*  Дети быстрее всего усваивают слова и фразы, выражающие их потребности и желания, (то есть когда они что-то просят и/или требуют). А что малыши требуют чаще всего? Ну конечно, «хлеба и зрелищ»: так что бытовые заботы в сочетании с играми и сказками – как раз то, что нужно.

Забота о малыше + игры и сказки = раннее развитие речевых навыков

Но имейте в виду: важен не результат. Важен сам процесс. И потому – та атмосфера, которая царит на ваших сказочных занятиях! И не торопите малыша, когда у него что-то не так получается

Словотворчество

     Это то, чем дети занимаются поначалу. Они осваивают лексику, грамматику, синтаксис языка, опираясь на наши фразы, прислушиваясь к нашей речи и осмысляя её.  И в то же время, на основе освоенного материала, создают свои собственные, забавнее, очаровательные странные  слова:

 « Ой, Кисуля моя незаглядная», - ластится дочка к маме 

 «Мама, отрежь кулёму!»

Откидывая одеяло: «Вот уже и вытащилась!»

 «Пойдём в парк на карусели!- Зачем? – Каруселиться!»

Увидев большую бабочку: «Ой, какая баобабочка полетела!»

Секреты внимания

 

Все дети умеют это делать!  И что интересно: чем активней маленький ребёнок манипулирует с предметами, чем больше задействовано у него органов чувств, – тем лучше речь его развивается. Даже  то самое время, когда, казалось бы, малыш погружён в собственные занятия,  голова его настроена на «приём». Вы можете назвать предметы, заинтересовавшие ребёнка, назвать действия, которые он совершает – запомнит прекрасно. 

     А почему бы попутно и сказку не рассказать? Искусство живёт по детским законам – законам чувств, и чем раньше ребёнок с ним соприкасается, тем лучше. Мы сетуем, что дети, когда подрастают,  не рвутся в театры, в музеи, в  картинные галереи их не затащить. А  может, настраивать надо как раз сейчас? что пройдено в раннем детстве, то останется навсегда.

     Иногда родители жалуются, что, мол, с ребёнком разговаривают много, а толку чуть: не хочет слова повторять. Весь секрет в том, что говорить с малышом надо о том, чем в данный момент занято его внимание. Вот сиди он и старательно стягивает с себя босоножки. Значит, об этом надо с ним говорить: «Босоножки оденем на ножки. Пойдём топ-топ». Пошла шестая минута, как в доме затишье: малыш  вдумчиво и старательно вкладывает и выкладывает совочек из ведёрка. Прекрасно. Прокомментируйте этот процесс. И только когда переключится (или вы переключите) внимание на что-то другое – тогда о другом и говорите.

Да и с детьми постарше эта тактика срабатывает на «пять». 

Хотите, чтоб ребёнок услышал вас – переключите его внимание сначала на себя

Это первое. «Ванечка, посмотри на меня!» И только когда посмотрел – говорите, что хотели.

А второе –  говорите образно, и с картинками. …

Вот перед вами две пары фраз. Как вы думаете, для детей какая из них интереснее?

«Ты мокрый    или:   «Ты мокрый, как лягушонок»

«Ты меня слышишь?» или «Твои ушки на макушке?»

Так на какую фразу она быстрее отреагирует?

Как думаете, что быстрее проймёт, если придётся одёргивать, останавливать или делать замечание? Ясно, что та фраза, где есть живой образ.  Слова с картинками легче доходят – дети и сами часто мыслят картинками.  Одна барышня четырех с половиной лет утверждала, что у нее «в голове листается книга с картинками».

И потом, на наш взгляд, не менее важное: на такое замечание человек не обидится.

Ведь вы не упрекаете, а просто обращаете внимание, сигнализируете: «Голубчик, ты делаешь что-то не так, исправляйся!». Главное, чтоб тон ваш был доброжелателен.

"Повторялки"

Монотонные, однообразные  действия, которые подолгу могут совершать дети,  (встал – сел, встал – сел; открыл – закрыл, открыл – закрыл и т.п.) нам могут показаться странными, даже скучными, но карапузикам  – нет. Они в эти действия погружаются с головой. Малышам очень важно вволю «наманипулироваться» с предметами: так они тренируются и познают свойства вещей.

Этот же приём можно заметить и в детской речи: какое-то «особо вкусное» слово малыш может повторить сто раз подряд. И по той же причине.

То же самое происходит и с первыми «самодельными» сказками.

     После года ребёнок оттачивает свои движения - это активно развивается мелкая и крупная моторика), и самые завлекательные для малыша  не просто сказки, а сказки-действия. Изобразить, подвигаться, в крайнем случае – книжку самому полистать.  Верно, вы замечали, как в районе двух – четырёх лет дети, которые читать-то не умеют, берут книгу, открывают  и водят по строчкам пальчиком – сказку «читают». И рассказывают «мелкие малыши» чаще подобным же образом.

Авторская сказка Заряны, когда ей было около 3 лет:

« …. идёт Заряна, а на встречу корова: «здравствуй, корова»…идёт собачка, а навстречу ей корова; здравствуй, корова!; идёт корова,, а навстречу тигр…здравствуй, тигр!…идёт, а на встречу зайчик…здравствуй, зайчик! …зайчик идёт, а навстречу… и т.п. и т.п. Мы перебрали все её игрушки – сказка-действие не надоедала, шла на «ура».

Мои первые сказки

Дети рано начинают пробовать создавать свои сказки

     Лет до двух с половиной – трёх они очень простенькие, созданные из готовых схем, которые малыш раньше запомнил.  Причём может быть так: малыш начал свою сказку, и вдруг какое-то слово, им сказанное, порождает в детской головке какие-то ассоциации…и выдаётся следующий блок…из старой знакомой сказки.

Жил-был такой цветок, порожник (подорожник)…в лесу…на дорожке…на дорожке… припрыгал зайчик: я тебя съем! -… Не ешь меня, я тебе песенку спою…»

И хоть как такового развития действия там нет, и сюжет весьма странен, зато благодаря такому творчеству малыш

а)  учится использовать ранее усвоенные слова и фразы;

б) тренируется связно мыслить и связно говорить.

 

В три  года сказки детей ещё коротенькие, сложенные, как из кирпичиков, из знакомых сюжетов, и знакомых жизненный ситуаций, и знакомых фраз. Ассоциации «вытягивают» из памяти именно это, освоенное ранее. Механическое сложение? нет, он творит!  потому что слагается это ребёнком в других комбинациях. А  нередко маленький сказочник создаёт что-то новое, чисто своё:

 - Летит муха. Увидел её паук. Хвать! Муха как завизжит…

Отличная сказка. Обратите внимание: в ней есть действие, в ней есть образ. И даже сценка, которую можно разыграть.

Играйте в сказки!

Разыгрывайте сценки, заучивайте их наизусть. Это помогает ребёнку общаться со сверстниками. Дело в том, что малыши более – менее успешно осваивают такой тип речи, как монолог, а вот в диалог (да ещё с ровесником) не каждый может вступить. (Прислушайтесь, как говорит в песочнице детвора, и вы заметите: вроде вместе, но каждый - о своём).  А как же, не научившись вступать в диалог, ребёнок сможет со сверстниками договориться, поиграть, познакомиться – пообщаться?

     Когда вы разыгрываете сценки, старайтесь перекидываться фразами: сказали вы – сказал малыш. Ведите действие так, чтоб в сказке был разговор: вопросы – ответы – вопросы – ответы… Мамы частенько так стараются, что «перетягивают одеяло на себя»: они показывают-рассказывают, они ведут разговор, а ребёнок вынужден отделываться или кивком головы или коротеньким «нет» да «да». Так что проверьте на всякий случай, не увлекаетесь ли вы монологом, а?

Созвездие Гончих Невидимок

 

     Надо сказать (вы, верно, и сами замечали), что дети – слушатели активные, в сюжет то и дело вмешиваются.

Подсказывают (когда сказка до дыр зачитана, вызубрена назубок), «почемучкают», если новенькая, вставляют свои советы и замечания.

К чему это я? Да к тому, что ребёнок такую идею подскажет – закачаешься! Детский  ум ещё не зашорен, и бирочки «так бывает» - «так не бывает» пока не развешаны..

    Вот сегодня за вечерним чаем, за лёгкой болтовнёй как-то само-собой получилась сказка. И, кажется, будет она не одна. Подобные находки могут открыть целую сказочную серию. Главное - идею не упустить.

*  *  *

- Ну-с, что тебе рассказать?- спросила я.

- Теремок! Где мужик горшки вёз, а один потерял…

Теремок так «Теремок». – (соглашаюсь, а сама вздыхаю: надоел как!).

Рассказываю. Как ехал мужик, как горшок обронил, как прилетела муха, удивилась - обрадовалась  и стала в горшок стучаться…

- Муха стала стучаться в теремок (рассказываю и изображаю) «Тук – тук!» – не отвечают. «Тук – тук!   Да кто же там?...

А там…, а там…, - и тут я забуксовала: Элька – эрделька отвлекла: строя умильные глазки и громко сопя  носом, она выпрашивала очередной кус печенья.

- А там… (господи, да кто же там, запамятовала)…а там…

- Невидимка! – выпаливает Арина.

- А?

А действительно, а что же будет, если первым заберётся  в теремок Невидимка? Совершенно невидимый, а?

Итак, впустили мы Невидимку в сказку. Принялись прикидывать – сочинять, что будет?

Познакомилась с Невидимкой Муха,  они подружились. Живут – поживают…. Но ведь Невидимку Муха не видит! 

… стала муха садиться за стол, ужинать.  Пододвинула стульчик, присела: «Ой! Ой-ёй!!!»…  а  там – сидит Невидимка.

Стала ложиться в кроватку…только прилегла – как подскочит: ой!  - кричит –  Невидимка…

Пошла за водой – бац – споткнулась – упала -  растянулась, хорошо, что летать умеет………

Детка  заливается смехом: так живо ей видятся эти картинки.  Я удваиваю старания.

Задумалась Муха: ну нельзя же так жить, надо…надо...как –то сделать Невидимку видимым… (вспоминая  Уэльса, прикидываю, что бы на него  натянуть, чтоб одежда его выдавала) …и тогда она решила одеть не него…надеть…

- Шапку! Видимку! – кричит Арина. 

(Действительно, зачем же ещё настоящему Невидимке настоящие шапки? Ему волшебная нужна, вот такая – Видимка?!)

- А где же её взять? – спрашиваю резвого ребёнка, и та выдаёт без запинки:

- Муха была в кофточке. А на кофточке карман. Там лежала ШАПКА - ВИДИМКА!

(Вы представляете, какой сказочный простор, просто восточно- евопейская равнина)

Так у нас и лисица рыжая,  и волк и медведь решили побороться с невидимками, которых налетело… правильно, видимо-невидимо. Просто Созвездие Гончих Невидимок какое-то…

А потом сам – собою придумался дом, где Невидимки эти живут.

Нет, не дом, а родная планета, которая далеко – далеко, во-он вокруг той звезды вращается; тоже, конечно, невидимая...но, как сказал ребёнок, космическая и очень  красивая.

 

Настоящие сказки

 

Годам к четырём  - пяти в сказочном деле у ребёнка случается настоящий прорыв:  сюжеты становится более сложными, чётко видно развитие действия. Мало того: в основе сюжета есть определённая замысел! И часто – с моралью.   

И хотя называется это скучно «свободное комбинирование заученных словесных стереотипов», на самом деле это означает, что начинается сказочный вал. Собственно говоря, очень скоро человек придёт к самостоятельному творчеству.

На основе того, чему вы научили, какие сказки и как слушали, проживали эмоционально – к такому самостоятельному творчеству он придёт.

 

Сказка одной маленькой девочки, записанная  дословно

Жил – был маленький трамвайчик. Он был как квадрат на стене,  на потолке. А когда он сдувался, он был как треугольник на стене. («Ну чего ты не понимаешь, квадраты у нас большие, а треугольники маленькие; видишь, они на стене нарисованные»). И вот однажды он приехал к девочке. Такой же как я. Арина…Арина её зовут. Она жила в Москве, в доме… И вот однажды он спросил у Арины: «Можно мне покатать?»

И он стал у меня жить. Он был необычным трамваем. Большим мог надуваться, как большой трамвай, и ещё надуваться мог поменьше . Как квадрат на стене. .

Очень похож на обычный. Он был необычным трамваем, а игрушко- перевозным.

(«Ты меня перебиваешь опять!»)

И спросил он у Арины: «Нет ли где пожить и перевозить игрушки?». Арина сказала: «Пожалуйста, у меня много игрушек». И он стал у неё жить.

 

Интересно, что обычно сам ребёнок предпочитает сочинять сказки какого-то одного типа  (технические или приключенческие, или бытовые, или  про животных и т.п.) Само по себе это не плохо и говорит о том, чем человек особенно увлекается. Но всё-таки старайтесь расширять детский  репертуар: широкий кругозор и разные умения ещё никому в жизни не помешали. Не настаивайте, конечно, а просто сами рассказывайте разные сказки, побуждайте интерес к многообразию и гармонии мира.

     Мальчики любят сочинять «технические» и, как назвал их один малыш, «сражательные» сказки. Девочки больше любят волшебные, с лирикой и природой, там, где герои вступают в какие-то взаимоотношения

И почти вся детвора любит взрослых учить. Нравоучительные сказки, с моралью для пап-мам и прочих родственников набирают силу как раз в предшкольном возрасте. Вот так, в заувалированной форме, дети дают нам своеобразные методические рекомендации. И знаете, к ним стоит прислушаться.

У фей был бал. В лесу. Этот лес был далеко – далеко, и феи летали туда на тучках. А одна феечка на бал не полетела, её мама , королева такая, не пустила. А сама на свои балы ходила, Каждый день уходила,  «Я скоро приду…». Феечка скучала, и тучка её скучала. И тут приходит одна волшебница с палочкой такой волшебной и говорит…»

Или вот так:

« А ты посмотри на небо и успокойся, - сказал юный сказочник своей  расстроенной маме.  -  Тебе оттуда Ангелы улыбнуться -  и все», - в общем-то отличная рекомендация - сказка от шестилетки.

 

Палочка - выручалочка

Совет (хотите – слушайте, хотите – нет):

Определяясь  с героями сказки,  решите:

               - какой ваш герой (шустрый, ленивый, медлительный, напористый, любопытный и т.п.)

              - какой у него характер (вредный, покладистый, драчун, страшно застенчивый и т.п.)

              - что он очень-очень не любит

              - что он любит (покушать, например, или поспать; )

              - какими свойствами он обладает (в нашем варианте, например, тем, что Невидимку никто не видят, а слышат все); 

             - подумайте, как эти (его) особенности можно обыграть.

 

Сказки сочиняют не только малыши. Школьники тоже охотно сочиняют сказки. И совсем уже «сказочный бум» начинается у многих подростков, и у мальчиков, и у девочек. Чаще всего, правда, законченного повествования у них не получается; оно меняется изо дня в день, сюжет то собирается, то разваливается, то делает крутой вираж, то течёт длинно,  долго и монотонно… Фентези - сказка. 

    Вам очень повезёт, если вы окажетесь слушателем такой бесконечной истории.

Слушайте, думайте, запоминайте!

Как линза собирает солнечные лучи, так в нескончаемой этой сказке собираются, отражаются жизненные перепетии подростка, и то, что его волнует, и тайные мысли, запрятанные в душе, и попытка понять – мир и себя, и место, которое ему предназначено в большом человечьем  мире.

 

© Zaryana-Nina