Есть  древнее  поверье: 

перед  рождением  ребёнка  ангел  нашептывает  матери  его  имя.

  Так  ли  это,  нет  ли  –  нам  не  дано  знать.  Несомненно  одно:  из  тысяч  имён  выбрать  самое  правильное,  самое  лучшее  своему  маленькому  человечку  –  значит,  преподнести  ему  ценнейший  подарок  на  всю  жизнь.

Тайна  из  глубины  веков

     Малыш  растёт  и  начинает  осознавать  себя  как  личность.  Пытается  понять  окружающий  мир  и  себя  –  в  нём.  Что  выделяет  его  среди  других?  Что  соединяет  с  миром?  Кто  я?  Мальчик  или  девочка?  Почему?  А  откуда  я  взялся?   Откуда  взялось  моё  имя?

Воспользуётесь  этим  естественным  любопытством  ребёнка.  (Впрочем,  в  любом  возрасте  это  сделать  не  поздно). 

Имя  собственное  –  имя  вашего  ребёнка  –  может  увлечь  его,  как  прекрасная  мелодия,  как  старинная  баллада,  как  история  и  тайна,  пришедшая  из  глубин  веков.

Сделать это можно так.

  1. Расскажите о том, как вы выбирали ему имя и почему выбрали именно это.
  2. Расскажите об истории происхождения его имени. Это могут быть сказки, жития, легенды, мифы. Реальные  истории про великих людей, которых носили такое же имя.
  3. Придумывайте истории, где он, мальчик (девочка) с таким именем главный герой. (Можно в качестве канвы использовать сказки и т.п., где действуют безымянные герои).
  4. Заведите альбом «Моё имя». Собирайте данные вместе (пока мал), просто поддержите, если он уже дорос до возраста, когда заводят хобби. Всегда проявляйте интерес к его изысканиям.
  5. Воспользуйтесь особенностью имени как путеводителем в мир знаний. (Например, Ты Роза, а каков твой цветок, откуда он родом. Ты Александр. А что за страна Македония? )
  6. Каковы обычаи, нравы, история, культура и т.п. той страны, откуда пришло (где родилось) твоё имя.
  7. Исторический путь имени от одного народа к другому. (От седой старины до наших дней).
  8. Твои тёзки из других стран. (Как звучит твоё имя в другой стране (Н.: Михаил у нас, Мишель – во Франции, Мигель – Испания, Майкл - Англия). А что это за страна, её язык, обычаи и т.п.
  9. Находите стихи, в которых упоминается имя ребёнка. Обратитесь к художественной литературе и её героям.
  10. Картины, музыкальные произведения, вышивка, лепка – любое «именное» коллекционирование и свои поделки.
  11. Обращайте внимание на  авторов произведений искусства, науки, учёных, философов. Даже если ребёнок не сразу встретит своё имя, главное, он будет слушать, наблюдать, интересоваться.
  12. Путешествия по местам, с которым связано имя или «имяносители».

Интерес детей на одном предмете удерживается недолго (особенно у младших). Поддержите его. Не настаивайте, а просто время от времени возвращайтесь к истории имени, как к игре. Делать это надо неназойливо, в форме бесед и развлечений. Эта «именная игра»  может дать толчок к собственным изысканиям. Простор для этого дела очень широк, ведь у ребёнка ещё есть отчество и фамилия.

Хорошо, если и другие члены семьи заинтересуются своими именами. Тогда можно организовывать соревнования, а ещё лучше - «именные вечера», на которых каждый рассказывает  о своих открытиях.

 

Имя собственное 

 Заряна и Нина Некрасовы

     «В  старину  было  просто, -  вздыхая,  говорила  молодая  мама. – Принесли  родители  ребёнка  крестить,  священник  заглянул  в святцы,  в  день  какого  святого  родился?  Иоанна?  Екатерины?  Так быть тебе  Иваном или Катей». 

Печаль  подруги  мне  была понятна.  Три  недели вся их большая и дружная  семья  тасовала   имена,  выбирая  для  новорождённой  единственное  и  неповторимое. Чего  только  не  испробовали…  Вика,  Саша , Маша,  Ирина,  Алевтина,  в  азарте добрались  даже  до  Клеопатры…   И,  окончательно  запутавшись,  всей  семьёй  стали  называть  малышку  просто: Девочка.  И  как-то  даже  привыкли  к  этому.  Но  тут  из дальних  мест  в  гости  нагрянула  прабабушка.  Вечер  она  послушала-послушала,  а наутро,  всучив  молодым  родителям  паспорта,  выпроводила   в ЗАГС,  пригрозив  на  дорожку:  «Без  имени  в дом  не пущу.  Регистрируйте».  «А как?» – в  два  голоса  возопили  супруги.  «Что  услышите,  то  и  запишите», -  отрезала  старушка.  Девочку  назвали  Марта,  потому  что  шёл  месяц  март.  Прогрессивная  прабабушка  несколько  раз  нараспев  произнесла  его  и  осталась  довольна:  имя  звучало  чётко  и  мелодично.

     Единство   стиля

Младенцу нет дела до того, как вы к нему обращаетесь, хоть Зайчик, хоть Пушистик, лишь бы на руки взяли. Но пройдёт годик-другой, и, тыча себе в грудь ладошкой, он назовёт себя по имени. Сначала малыш повторяет своё имя   в «домашней» форме, уменьшительно – ласкательной,  потом  он осознаёт и полное его звучание. А  когда-нибудь (ах, как быстро летят дни!) человек дорастёт и до отчества. Хорошо, если родители учитывают все эти тонкости, выбирая имя малышу.


Именование  - как абрис,  ещё не видишь человека, а уже можешь его представить, словно в самих  составляющих  (имя – отчество – фамилия) заложен зримый образ. А может быть, та оно и есть?  «Диана Вячеславовна» – перед  внутренним взором возникает образ  молодой, уверенной в себе женщины. А Диана Фёдоровна или, например,  Ричард Иванович Кривенко? Что-то неуловимое  режет слух, что-то мешает создать целостный образ. А всё по тому, что звучные имена «Иван», «Фёдор» в нашем, русском осознании слишком «крестьянские» и не совпадают по стилю с иностранными заимствованиями. Выбирая имя, ищите гармонию! Проверьте, хорошо ли оно сочетается с отчеством, с фамилией.

     Удобство   в   произношении

Вслушивайтесь в имя. Ищите самый простой и звучный вариант. Наш разговорный язык на самом деле «умный лентяй», он не любит сложных, труднопроизносимых  конструкций. Именно поэтому учительница Анна Ивановна для всего класса становится  Анной-Ванной, а Алексей Александрович  превращается в Сей-Сеича. Я знаю Алевтину Константиновну, которую весь коллектив называет Алла Константиновна (или просто «Алевтина» – но уже без отчества). Есть простой способ проверить, хорошо ли сочетаются имя и отчество. Произнесите их  раз десять подряд, как единое предложение. Язык не заплетается? Произносится легко, плавно?  Значит, вы выбрали  благозвучное сочетание.


Родители, конечно,  вольны дать своему ребёнку любое существующее имя, даже придумать новое, если им так захочется. Другое дело, насколько будет обоснован этот  выбор.
Сравните:  Любава, Евфимия, Альфред. Не правда ли, первое имя, хотя давно ушло из обихода, а воспринимается не-чужим,  так как оно построено по фонетическим законам родного языка. Чего не скажешь о других.

     Имя  и  ассоциации,  связанные  с  ним

 Имя человека – это всегда некое обобщение, поднявшееся над «заземлённостью» быта.  Хотим мы или нет, но с каждым именем у нас связаны определённые ассоциации. За ним всегда стоит некий  образ, сотканный из нашего жизненного опыта.  ( Проверьте: Джульетта… Илья… Мария… Ричард… Людмила…  Какие люди возникли перед вашим мысленным взором? Какой у каждого из них характер? Внешность? Эмоции?) Литературные герои, знакомые и друзья, знаменитые люди, традиции, национальность –  всё влияет на нас, когда мы слышим какое-то имя,  всё привносит дополнительные оттенки. Поэтому, пожалуй, не стоит называть дочку Татьяна, если ваша фамилия Ларина. А Морозовым лучше и не примерять на сына имя Павел. Эзотерики скажут, что этим вы можете запрограммировать ребёнка на определённую судьбу. Мы скажем проще: будут сравнивать, и, вполне вероятно, не в пользу детей.

Популярные     имена  

Остаётся загадкой, почему из тысяч существующих имён активно используются всего лишь  сотня-полторы,  причём имена входят в моду и выходят из неё, подчиняясь своим таинственным законам. И у каждого времени свои приоритеты.
 В каждом поколении имеются  свои повально-модные  имена. Владимирами активно нарекали мальчиков в 40-50 годах, Юрии стали особенно популярны после полета Гагарина. На всей территории огромной страны вдруг возникает  поветрие на Олесь или Анджелик, а  потом исчезает.  Такие прекрасные имена как Александр, Алексей, Дмитрий, Анна , Екатерина, Юлия, Ольга, Наталья устойчиво лидируют уже сотни лет .
Зато в последние десятилетия набирает силу прекрасная тенденция  – возвращение к славянским, древнерусским и народным именам. Возможно, это признак возрождения России.


Говорят, если вы сидите между тёзками, срочно загадывайте желание – сбудется. Но мне лично кажется, что примету и придумали сами тёзки. Себе в утешение. Каждому человеку (особенно подростку) хочется быть неповторимым, единственным в своём роде. ( Возможно, именно популярность имени Сергей заставляет иных Серёж откликаться на скучное Серый. Пусть, мол, «серый», зато один такой ).
Дети  с распространнеными именами и в детском саду, и в школе  просто обречены отзываться на фамилии. А что делать? – говорят воспитатели, - Иначе запутаешься. Надо же их как-то различать».

А если подойти к этому делу  иначе? Чтоб и ребёнок ласково назывался, и путаницы не возникло. У каждого имени есть свое «сокращённый» вариант: Мария-Маша, Елизавета – Лиза и т.д. Так пусть они, эти уменьшительно-ласкательные имена, будут разные. Елена – это Лена, Лёна, Ёлка Алёна, Аленькая, в конце концов. Мы привыкли, что Владимир – значит Вова. А почему не Володя, Влад, Дима? Хорошо бы заранее продумать, а как сокращённое «домашнее» имя их ребёнка будет выглядеть в чужих глазах. Прикинуть разные варианты. Привычное для вас, не будет ли оно казаться претенциозным или комичным другим людям.


Через месяц учёбы девятиклассник Вениамин отказался идти в престижный лицей  с английским уклоном. Объяснять ничего не желал, твердил только «достали». На уроки его всё-таки с горем пополам выпроводили, а вечером метались по городу в поисках пропавшего сына. Подросток вернулся к полуночи и с порога потребовал перевода в старую школу. Причина – не в плохой успеваемости, а…в папе.  При одноклассниках  он  назвала сына  «домашним» именем: Веня. Это моментально усвоили языкастые девчонки, и новичок  превратился в  Веника.

Редкие   имена

«В детстве я мечтала, чтобы меня звали Аэлита,- рассказывает молодая мама,- потом мечтала, что так дочку назову. А назвала Алла». Возможно, мама и права. Редкое имя, безусловно, выделяет человека из общего ряда, как бы давая «фору», но одновременно заставляет окружающих пристально вглядываться в «героя», подходить с иной меркой, нежели к «рядовым». Бывают имена, до которых приходится «тянуться», потому подумайте, по силам  и нужно ли это ребёнку. Чужеродные  слова вообще долго и тяжело вписываются в разговорную речь, имена тем более.


Мое имя  Заряна  настолько редкое, что, услышав его, в большинстве  случаев меня переспрашивают «как –как»? Или не переспрашивают, но очень хотят переспросить. Я уже привыкла представляться чеканя им по слогам «За-ря-на». Это первый недостаток неизвестного имени.  Вторым  является то, что меня воспринимают как нечто «особое», не такое, инородное.  И это не всегда на руку. Когда надо выделиться или привлечь внимание мужчин – это удобно.

Но вот такая сцена на  экзаменах в МГУ повторялась постоянно. Все взяли билеты, сели, открыли шпоры и начали списывать. Все чин-чинарем. И тут преподаватель начинает листать зачетки. «Так, а кто у нас тут «Заряна». Я поднимаюсь, отвечаю на вопросы о славянском происхождении имени, сажусь и прячу шпору. Потому что с этого момента я под пристальным наблюдением « а соответствует ли она своему особому имени». Кстати, свои имя я воспринимаю  отдельно от себя. Оно у меня  вроде визитной карточки: сказала- отдала и смотришь, что человек с ним делать будет. И если вы думаете, что в детстве я была довольна своим именем, то ошибаетесь. Как и все нормальные дети я его стеснялась, пыталась переделать и т.д. Правда, менять никогда не хотела.


     Впрочем, в утешение родителям скажем:  недовольство своим именем ( как редким, так и популярным – без разницы)  хоть единожды, да проявит  любой ребёнок. Видимо, тут срабатывает эффект переноса своих недостатков (или того, что ребёнок считает своими недостатками) на самое близкое ему – своё имя, которое и становится неким «козлом отпущения». У меня то-то не так, потому что звать меня Лариса (Вика, Эрнест, Оля…). Вот если бы я была Юлианной (Светой, Костей, Ярославной…), то всё у меня было бы совсем иначе, лучше, легче…и т.д. и т.п. Некоторые дети даже «раздваивают» своё имя и ведут себя соответственно тому, как оно разделилось. Я, например, знаю Маргариту, которая бывает вредной Марго и доброй, послушной Риточкой. ( А может быть, воссоединение со своим именем – один из признаков душевного комфорта? По крайней мере, родителям стоит обратить на это внимание)

Имя  для  близких,  друзей  и… обидчиков

Кроме официального, записанного в паспорте, у всех из нас есть «запасные» имена.  Они меняются в соответствии с возрастом, кругом общения, взаимоотношениями и просто настроением, в котором мы пребываем в конкретный момент.
Мамин оклик «Катюша, Катька или Екатерина» на самом деле могут означать «Моя золотая девочка», «Ах, ты опять…!», «Ты у меня уже большая ». Дети прекрасно считываю подтекст, с которым мы произносим их имена. И очень важно, чтобы в нём  всегда звучали любовь и уважение. «Как тебе нравится больше? А почему? Как тебя называют ребята? Как ты сам себя называешь?» Эти вопросы следует время от времени задавать и малышу (он охотно расскажет всё), и подростку (тот может и не ответить, но ваша задача всё равно та же – понять). И учесть его пожелания.


Если человек растёт вместе со своим именем, то и имя должно расти вместе с человеком. Шурик обязательно должен стать Александром, а Люся – Людмилой. И не только в глазах других, но и в своих собственных. Не страшно, если детские уменьшительно-ласкательные, шутливые имена  применяются в узком круге близких людей, важно, чтобы они не выходили на большую орбиту. Когда Женя давно дорос до Евгения, а  так и остался для окружающих  «Жоржиком» - это один из симптомов: я не желаю стать взрослым, я не желаю принимать на себя ответственность. Пусть имя не станет ласковым буфером, мешающим подрастающему человеку осознать степень своего взросления.
Бывает, что «тормозом» на пути взросления своего ребёнка становятся сами любящие родители, воспринимая его и относясь к нему только в «уменьшительно-ласкательной  форме». « Мой Боренька…»,- только так рассказывает о единственном сыне одна знакомая мама. А Борису 15 лет.

Как  отбиться  от  обидного  прозвища

 Дети обожают друг друга  поддразнивать, и, надо сказать, некоторые имена дают огромный выбор для  такого «дразнильного» творчества.
 «Сашка-букашка», « Артур – всех надул»,  Ляпа-Лопух – это ещё самые безобидные варианты.  И что интересно: к одним  из детей не прилипают никакие обзывательства (подразнили-перестали),  к другим  приклеиваются намертво. Почему?


«Мальчик, тебя как звать?»- пытает трёхлетнего Артёма соседка. - Тёма или Тима?». Малыш смотрит на маму (та подбадривает его кивком головы) и вдруг  говорит: « Меня зовут…Зайчик…и Буржуй». Все, естественно, хохочут. Малыш недоумённо хлопает  глазами и тоже смеётся. Ему не обидно. Он пока не понимает и готов согласиться на буржуя.  А потом, возможно, уже настолько привыкнет к прозвищу, что не сможет  заметить и восстать против его уничижительного смысла.
Между тем обидные клички и дразнилки не так и безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они – словно маска, которую подсовывают ребёнку, И он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того, чтоб приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени.


Нормальный ребёнок к имени собственному  относятся столь трепетно,  что любое искажение (случайное, а тем более намеренное)  воспринимает как атаку, как покушение на свою личность. Помню, как мой брат Лёня, будучи ещё второклассником,   из школы пришёл хмурый, швырнул ранец в один угол, сам сел в другой, вздохнул  и задумался: «Меня опять обзывают». «Опять Леопольдом?»- спросила я. «Нет, теперь каким-то Лениным». «А ты?» - «Я борюсь и обзываюсь на них».  Я хихикнула (во поколение, о Ленине не знают), но так как братец действительно страдал, поняла, что надо принимать меры.


 Что делать ребёнку, которого дразнят? Что делать родителям ребёнка, которого дразнят? Можно доказывать, что это ерунда. Можно с гиканьем гоняться за обзывателями в надежде поймать и выдрать.  Но это мало помогает, дразнить не перестанут, просто делать это будут исподтишка.
По-настоящему действенно мы можем  помочь только одним: дать совет. Но чтобы ребёнок смог воспользоваться этим советом, необходимо воспитать в человеке - буквально с пелёнок - чувство собственного достоинства. И самого его никогда ни обзывать, ни унижать. Ни-ког-да.  И не позволять это делать ни-ко-му.  А совет таков: «Не реагируй никак. Не делай ничего. Называют кличкой – не откликайся, обзываются – не реагируй. Веди себя как ни в чём ни бывало –это же не к тебе обращаются. Ты-то Леонид. Дразнить интересно того, кто реагирует. Не обижайся и не злись. Им надоест, когда поймут, что это к тебе не прилипает. Запомни: все чужие имена, клички и прозвища  к тебе не относятся».


«Существует тайная и необъяснимая гармония… между именем человека и событиями его жизни. Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность»,- писал П.А.Флоренский. Так ли это, нет ли – достоверно сказать невозможно, мы можем лишь предполагать, что имя человека оказывает влияние на рисунок его судьбы. По крайней мере, наши предки верили в это». 
А нам, материалистам и скептикам,   и нашим  детям всего лишь надо твердо знать:  гордиться своим именем, хранить честь своего имени – это важно, это то же, что сохранить себя на всю жизнь  целым, подлинным, настоящим.

Заряна  Некрасова, Нина Некрасова

© Zaryana-Nina