Всё по порядку
Порою родители думают, что правильно растить ребёнка, воспитывать и развивать – это давать ему постоянное что-то новенькое. На самом деле новенькое в жизнь малыша вводить можно лишь постепенно и осторожно, и – только то, до чего дорос, к чему потянулся сам малыш.
О роли порядка в жизни младенца
Маленькие дети – большие консерваторы
Они устроены так, что им необходима … рутина. Да-да, однообразный, привычный, предсказуемых порядок событий и порядок вещей.
Нет, дети не против новшеств, но… но со старым, привычным, младенцу спокойнее. Всегда, когда просыпаюсь, мама со мной…», «папа приходит с работы, берёт на ручки и щекочет усами, и подкидывает…», «когда пора кушать, садимся на этот стульчик за этот столик и одеваем фартучек, всегда…», «выходим гулять, и берём ведёрко с песочным набором…». Конечно, словами ребёнок не скажет, но он чувствует так. Это такие обычные/привычные действия убеждают малюток, что мир стабилен и прочен, и предсказуем, и всё на своих местах. Когда всё идёт по порядку, малыш чувствует себя защищённым, а значит, может спокойно и радостно изучать и исследовать новый мир.
"Порядок представляет для ребёнка стимул, призыв к действию. Значит, это несомненная потребность в жизни, удовлетворение которой доставляет удовольствие" (Мария Монтессори)
Потребность следовать заведённому порядку для малыша так важна, что при любом бес-порядке (т.е. любых неожиданных изменениях), они начинает чувствовать себя дискомфортно. Они пугаются, и в поведении их появляются те самые вредности и капризы, которые так донимают родителей.
Есть детишки, которые плачут даже из-за того, что мама надела новое платье или сменила причёску! Многие младенцы не могут спокойно уснуть или просыпаются с плачем, когда что-то рядом с кроваткой слегка изменилось (повесили новый мобиль, сменили бампер в кроватке, саму кроватку поставили на новое место). Вернитесь к привычному – и малыш успокоится, и – никаких проблем.
Маленьким детям необходимо, чтобы в мире их всё было стабильно и одинаково, то есть чтобы всё шло по - порядку.
Порядок – это надёжный остров в житейском море, и есть три кита, на которых этот остров стоит. Последовательность, Предсказуемость, Постоянство.
Конечно, это не значит, что вы обречены на полное однообразие. Просто надо запомнить простую вещь: все изменения, которые появляются в мире ребёнка, должны проходить «порционно» и постепенно.
Если вы это помните, вы избавитесь, многие проблемы и переживания вас не коснутся.
Мамы часто переживают , что чего-то там не успеют, стремятся побольше и побыстрее малыша всему обучить, форсируют события… А надо наоборот – не торопиться, подлаживаться под ребёнка, под тот порядок, к которому он привык. Например, то же кормление малыша
Кушать подано…
Поначалу всё очень просто: младенец криком сообщает: есть пора! Проблемы с едой могут начаться, когда вводится первый прикорм.
Вы предлагаете что-то новенькое, а малыш даже пробовать не желает. А почему? Всё из-за того же: нарушен привычный порядок. Что делать? Не настаивать и не заставлять, а тем более не уговаривать малыша. Просто – отложите новинку на завтра. А завтра предлагаете снова. Отказался? Предложите ещё через пару дней. Постепенно малыш привыкнет к нововведениям, он словно впишет их в свой распорядок (еды). То же – и с чашкой, и с ложкой. Сначала ребёнок присматривается, привыкает, играет. Самое главное – не показывать, что вы озабочены «ах, не кушает!», не уговаривать малыша. Озаботились? показали? тогда малыш намеренно начнёт отказываться от еды. Просто потому, что (он поймёт), что отказ от еды – хороший способ вас возле себя неотлучно держать.
Тот же принцип сохраняется, и когда вы закаливаете малыша, и когда предлагаете новые игры, и когда обучаете, и когда выходите на прогулку, и когда покупаете новенькие игрушки. Основа – прежняя (малыши любят то, что привычно) и ма-а-аленькая добавка.
Мамы часто переживают из-за раннего развития. Сравнивают своего ребёнка с другими детьми, торопятся дать побольше, обучить побыстрее, форсируют события…и в результате получают издерганного новизной малыша.
Всё должно происходить последовательно и ритмично
Родители недаром считают первые два – три месяца жизни младенца самыми ответственными и трудными. (ещё бы! меняются привычные ритмы жизни). Они привыкают к новому распорядку собственной жизни, и в это же время ко всему НОВОМУ привыкает малыш. Налаживаются его биологические часы, и очень важно мамам и папам к ним чутко прислушаться, уловить этот ход. Ритмичность и правильный темп новой совместной жизни, конечно же, задаёт младенец, а родители подстраиваются под него.
Чем однообразней жизнь младенца – тем лучше.
Но (важный момент!) это, конечно же, должна быть правильное однообразие, подчиняющееся определённым ритмам. Как жизнь природы, как смена времён года, всё происходит плавно и постепенно. Что нам поможет? Режим.
Режим помогает нам настроиться на правильный ритм, распорядок. И в этом смысле он полезнее даже не для ребёнка, а для самих родителей:
\/ это дисциплинирует,
\/ помогает учесть все важные изменения, которые происходят в жизни крохи,
\/ спланировать верно (например, занятия творческие и спортивные, занятия на прогулке),
\/ вырабатывает привычку делать всё своевременно (и примером своим обучать этому же малыша).
Будет прекрасно, если вы с самого начала заведёте привычку ежемесячно составлять (продумывать и записывать!) для малыша (и себя) режим дня. Заранее, на месяц вперёд.
Заведите специальную тетрадку и в ней отмечайте, планируйте, записывайте результаты. Вы наглядно увидите и «плюсы» и «минусы», и делать будете всё своевременно – по порядку.
Вот примерные графы:
- что положено в этом;
- что умеет мой малыш;
- что вводим нового;
- результаты моих наблюдений.
А потом, когда ваш малыш подрастёт, вы проведёте немало приятных минут, её перелистывая. Вместе.
Заряна и Нина Некрасовы
Статья опубликована в журнале "Мама, это Я!"
Охота к перемене мест
или
Какой порядок нужен всем малышам
Маленькие дети воспринимают предметы и вещи (говоря языком научным: объекты) не так, как мы. Они не понимают, что эти предметы и вещи и пр. существуют сами по себе.
(Помните, было так, и не раз: Вот выронил кроха ваш погремушку – и тут же забыл о ней. Погремушка выпала из его поля зрения, и как бы перестала существовать для него). Лишь постепенно у ребёнка формируется представление, что предметы существуют сами по себе, что они отделены друг от друга и постоянны. А значит, и он сам – отделен и постоянен. И с пониманием этого постоянства у малыша вырабатывается представление о себе как об отдельном, независимом существе.
Такое формирование – долгое дело. Но очень важное для малыша: с этого начинается осознание себя как личности уникальной и неповторимой, это – дорога к самосознанию и уверенности в себе.
Что могут сделать родители, чтобы помочь этому процессу?
Создать для малыша благоприятные условия, а именно
- расставить, расположить предметы и вещи так, чтобы малышу было удобно и безопасно их изучать…
- сделать так, чтобы обстановка, в которой сейчас растёт малыш, была комфортна и не менялась.
- самим вести себя с малышом понятно и предсказуемо.
Почему это так важно для малыша
Малыш ваш освоил азы самостоятельного передвижения.
Но представление о пространстве, о расстояниях и размерах его, об устройстве предметного мира у малыша довольно смутное. Чтобы как следует разобраться, ему надо сориентироваться, найти «точки отсчёта, выделить знакомые «островки». Такими «островками» для малыша становятся предметы и вещи родного дома: «место где сплю, место, где кушаю…» и т.д. Он их запоминает (где что находится, как расположено, как добраться туда и туда.) и, исследуя, и проходя расстояния от одного к другому, как бы прокладывает свои «тропинки».
Предметы для малыша – это ориентиры в той «карте мира», которую он составляет.
Исследуя новый мир, ребёнок учится в нём ориентироваться. Когда всё на месте и всё идёт по порядку, малыш убеждается: этот мир надёжен, я могу спокойно его изучать.
Теперь вам понятно, что происходит, когда в мире дома что-то вдруг изменилось (например, вы иначе поставили кресла). Проложенная «тропинка» теряется, и ребёнок , ребёнок словно теряет ориентиры и - запутывается и - пугается. («Мир непостоянен, мир ненадёжен. Я уйду, а вдруг и тропинка исчезнет, и мама потеряется/исчезнет, – и как её отыскать?» - может быть, так рассуждает малыш?).
"Быть спокойным можно лишь в той среде, которую хорошо знаешь, в которой каждый разыскиваемый предмет можно найти, двигаясь с закрытыми глазами. Изучив таким образом своё окружение, ребёнок становится спокойным и счастливым». Мария Монтессори
Но это ещё не всё.
В это же самое время на малыша может обрушиться ещё одно неприятное открытие. И связанно оно напрямую с его новообретённой способностью самостоятельно передвигаться.
Его начинают за это ругать! На многих детей – ходунков просто градом начинают сыпаться сердитые предупреждения и запреты.
Казалось бы, как же иначе? Ведь малыш теперь – непоседа, он всюду лезет, он может до всего дотянуться и всё переломать. Да и сам часто падает в неприятность: за таким нужен глаз да глаз. И мама вдруг обнаруживает, что забот у неё прибавилось, и очень канительных забот!
Всё верно, казалось бы, но…
Но вы только представьте состояние малыша. Раньше за каждое достижение его неустанно хвалили, им восхищались, от него приходили в восторг. (Ой, агукает!...Ах, научился сидеть!...О! сам пьёт из чашечки!). И первыми словами, и первыми шагами крохи тоже вовсю восхищались. И вдруг – сплошной «ай-яй-яй»; замечания и запреты. У мамы сердитый голос; и «нельзя на кресло», «не трогай вазу», «опять перепачкался», «не ходи», «уронишь, не тронь» - так и сыплются на малыша.
А почему – он не понимает: ведь он не вредничает, а просто с любопытством исследует мир. И тогда ребёнку начинает казаться, что его разлюбили, что вещи/предметы для мамы и папы ценнее, чем он.
Эти два несимпатичных открытия очень мешают: они тормозят малыша. Просто двойной удар!
Что делать, чтобы двойной удар не случился?
Дайте ребёнку свободу передвижения!
- Организуйте пространство квартиры так, чтоб стало оно безопасным. Уберите, что может разбиться, сломаться, что может малышу повредить. Проведите перестановку (заранее!), чтобы предметы и вещи, и весь дом, и всё устройство его не тормозило малыша, а помогало ему развиваться, расти.
- Вспомните: Когда малыш начинает это пространство изучать (сначала – проползать, а потом и «прохаживать»), ему нужно найти способ ориентирования в нём. И когда вы что-то меняете-передвигаете, малыш ориентир теряет.
Вещи – это вехи. Точки отсчёта, долины и горы большого мира. Это – вестовые столбы, и если какой-то оказался не на месте – ребёнок расстроится, раскапризничается, расплачется. Не ругайте ребёнка, а просто верните на место «столб».
«Для ребёнка порядок – это земля, на которой мы стоим. Это то, что для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух заимствует из своего окружения элементы для ориентировки, которые необходимы ему для последующих завоеваний». Мария Монтессори
Сензитивный период - что это и для чего?
В жизни маленького ребёнка бывают такие периоды (их называют чувствительными, сензитивными), когда он под влиянием внутренних импульсов самостоятельно приобретают определённый опыт.
Обратите внимание! Самостоятельно. Мало того: это генетически запрограммированный отрезок времени, и он имеет своё начало и свой конец.
Но зато «… в этот период природа даёт ему в руки компас, с помощью которого он может ориентироваться в море», - говорит Мария Монтессори, один из величайших педагогов в истории.
В это «чувствительное время» малыша не надо подталкивать. Тут главное – не мешать ему заниматься тем, к чему душа тянется. Потому что сам «малыш бессознательно выбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие». Наша задача – наблюдать и вовремя по-мо-гать, поддерживать.
Что могут сделать родители:
\/ создать условия, создать подходяще окружение, развивающую среду
\/ обеспечить объёмом работы; то есть, если малыш тянется вам помочь – дарите ему такую возможность! всегда
\/ позволить работать/заниматься в том ритме, в котором ему удобно; не торопить
\/ если ребёнок сосредотачивается на своём занятии – не вмешиваться, не советовать, не отвлекать. Тогда малыш будет делать это столько, сколько потребуется ему. Он повторит и десять, и двадцать, и тридцать раз, пока не получится, пока не научится.
«Через опыт, который он накапливает, ребёнок упражняется и продвигается вперёд. Он согласует свои движения, свои чувственные впечатления, которые он впитывает из внешнего мира и которые формируют его разум… Взрослый совершенствует мир вокруг, а ребёнок совершенствует своё собственное существование. Его стремление сходно с чудом, которое неусыпно, непрерывно и неутомимо идёт навстречу своей цели». Но только с поддержкой родителей он этой цели достигнет. И знаете, какова эта, главная, цель? Созидание самого себя.
Прогресс и регресс
У детей особое отношение к порядку, и он означает он для них не то, что для нас. Потребность следовать заведённому порядку для малыша так важна, что при любом БЕСпорядке он чувствует дискомфорт; он теряется, он пугается, он требует порядок восстановить!
Что случается, если привычный порядок нарушается и/или подавляется свобода действий малыша?
Конечно, один – два случая погоды не сделают. Но если такое случается регулярно, происходит очень неприятная вещь: регрессивное поведение.
Если нарушается тот порядок, к которому ребёнок привык, в мире ребёнка словно бы происходит землетрясение. Всё, что идёт по-другому, что случается неожиданно, тревожит и настораживает малыша.
Приехала в гости бабушка, вводите новый прикорм, мама и папа поссорились, зубки прорезываются, в доме проходит ремонт, грубо с ребёнком общались, отшлёпали ни с того ни с сего, няня сменилась, упал со знакомого кресла и сильно ударился, отучаете от пустышки и/или приучаете ребёнка к горшку т.д. и т.п. Сила «землетрясения» тем больше, чем большее изменение произошло. И малышу необходимо время, чтобы привыкнуть, подстроиться под него.
Помогайте малышу адаптироваться ко всяческим переменам!
Если малышу не помочь адаптироваться к переменам, его организм сам себе начнёт помогать. Как? Возвращением старых «плохих» привычек. В своём развитии он словно бы откатывается назад.
Так, например, малыш вдруг «разучится» пить воду из чашечки, и/или перестанет сам засыпать, а будет требовать, чтоб на ручках укачивали; и/или снова примется сосать большой пальчик; и/или писаться по ночам, и/или сопротивляться, кричать, когда собираете его на прогулку… Такое регрессивное поведение не надо путать с капризами. Лет до двух-трёх дети капризничать-вредничать «просто так» не умеют! А если случается несимпатичное поведение, то, как правило, только по двум причинам:
- из-за тех перемен (БЕСпорядка), которые происходят с ними или в ближайшем его окружении
- ребёнок подрос, у него появились новые потребности, а вы относитесь и занимаетесь с ним так же, как раньше.
Вам кажется, что с ребёнком что-то не так? Просто задайте себе вопрос: «Что изменилось? какие изменения произошли у ребёнка или вокруг него?». И постарайтесь вернуться к прежнему распорядку. И на базе привычного, старого, к новому неторопливо шагнуть.
Заряна и Нина Некрасовы
Статья опубликована в журнале "Мама, это Я!"
Развивающие занятия и упражнения
Поиграем в мячики!
Мы предлагаем вам три занятия. Первое - для младенцев, второе - для детей от года до двух, третье - для малыше от двух лет и дальше. Но деление это всё же условно. Как только почувствуете, что ребёнок освоил приёмчики - усложняйте занятия, придумывая более сложные вариации.
Покатаем мячик
Занятие для детей восьми - девяти месяцев и старше. В игре вы будете перекатывать мячик друг другу, обучая малыша играть "по очереди", и развивать у него координацию движений.
Посадите малыша на пол, сядьте напротив. Скажите: «На мячик» и катните его к малышу. Скажите при этом: «Мячик катится».
Когда он возьмёт мячик в руки, скажите: «Дай мячик» и помогите ребёнку прокатить его к вам. Когда мячик покатиться, скажите: «Катится мячик».
Мяч катать – трудное дело, и сразу у малыша не получится. Подбадривайте и помогайте. Играёте каждый день – и постепенно малыш освоится и поймёт, что надо сделать, чтоб мяч покатился.
Для тех, кто младше: вы можете просто показывать мячик и прятать его за спину. «Где мячик? Спрятался мячик!». (Побуждайте ребёнка взглядом отыскивать мяч, а потом и указывать жестом). После небольшой паузы говорите: «Вот наш мячик!», - и отдайте мячик ребёнку.
Если младенец взглядом мяч не разыскивает, прячьте мячик не полностью, а так, чтоб он немножечко был виден.
Где наш мячик?
В игре вы будете определять, где находится мячик. Подобные игры помогают ребёнку учиться хорошо ориентироваться в пространстве
Возьмите мягкий мячик и положите его, предположим, на кресло. Спросите: «Где мячик лежит?». Побуждайте ребёнка сказать: «На кресле». Если пока говорить не умеет, скажите вы за него.
Попросите малыша положить мячик рядом с креслом.
Положите мяч за кресло.
Положите мяч под кресло. Около кресла. Справа от кресла, слева от кресла.
Это трудные задания; поэтому не давайте ребёнку все сразу. Если ошибся – выполняйте вместе: «Положим мячик на кресло. Вот так. Молодец!». Постепенно, раз за разом, тренируясь, он освоит предлоги и будет правильно и прятать, и доставать мяч.
Конечно, можно в игре использовать разные предметы интерьера и разные игрушки.
Куда наш мячик покатится?
Вы будете катать (или бросать) мяч и называть предметы , вещи, его окружающие, что поможет ребёнку хорошо ознакомиться с интереьром, расширит его лексикон.
Чтобы интерьер не пострадал, возьмите мягкий мячик или сделайте его сами, набив носок ватой. А играете так.
Встаньте с малышом посреди комнаты. Спросите: «Куда наш мяч покатится?» и катните (или бросьте) мячик, например, в шкаф. А потом добежите до этого шкафа и прикоснитесь к нему.
Теперь мячик берёт малыш и – тоже: «Куда покатится мячик?».
Потом снова вы…
Лучше, если направление («куда» и «откуда» катиться мячу) будет задавать малыш.
А добираться до него можно по разному: добегать, доходить, допрыгивать, доползать…
Чтобы было интересней, мячик можно назвать Колобком
Заряна и Нина Некрасовы
Опубликовано в журнале "Мама, это Я!"