Здесь:

\/  О роли порядка в жизни младенца

\/   Какой порядок нужен всем малышам

\/  Сензитивный период - что это и для чего

\/  Прогресс и регресс в развитии

\/   Развивающее занятие и упражнения "Поиграем в мячики!"

Всё  по  порядку

Порою  родители  думают,  что  правильно   растить  ребёнка,  воспитывать  и  развивать  –  это  давать  ему  постоянное  что-то  новенькое.  На  самом  деле  новенькое  в  жизнь  малыша  вводить  можно  лишь  постепенно  и   осторожно,  и  –  только  то,  до  чего  дорос,  к  чему  потянулся  сам  малыш.

О роли порядка в жизни младенца

Маленькие дети – большие консерваторы

Они  устроены  так,  что  им  необходима … рутина.  Да-да,  однообразный,  привычный,  предсказуемых  порядок  событий  и  порядок  вещей.

Нет,  дети не против новшеств, но… но со старым, привычным, младенцу спокойнее. Всегда, когда просыпаюсь, мама со мной…», «папа приходит с работы, берёт на ручки и щекочет усами, и подкидывает…», «когда пора кушать, садимся  на этот стульчик за этот столик и одеваем фартучек, всегда…», «выходим гулять, и берём ведёрко с песочным набором…». Конечно, словами ребёнок не скажет, но он чувствует так.  Это такие обычные/привычные  действия убеждают малюток, что мир стабилен и прочен,  и предсказуем, и всё на своих местах. Когда всё идёт по порядку, малыш чувствует себя защищённым, а значит, может спокойно и радостно изучать и исследовать новый мир.

"Порядок представляет для ребёнка стимул, призыв к действию. Значит, это несомненная потребность в жизни, удовлетворение которой доставляет удовольствие" (Мария Монтессори)

     Потребность следовать заведённому порядку для малыша так важна, что при любом бес-порядке (т.е. любых неожиданных изменениях), они начинает чувствовать себя дискомфортно. Они пугаются, и в поведении их появляются те самые вредности и капризы, которые так донимают родителей.

Есть детишки, которые плачут даже из-за того, что мама надела новое платье или сменила причёску! Многие младенцы не могут спокойно уснуть или просыпаются с плачем, когда что-то рядом с кроваткой слегка изменилось (повесили новый мобиль, сменили бампер в кроватке, саму кроватку поставили на новое место). Вернитесь к привычному – и малыш успокоится, и – никаких проблем.

Маленьким детям необходимо, чтобы в мире их всё было  стабильно и одинаково,  то есть чтобы всё шло по - порядку.

Порядок – это надёжный остров в житейском море, и есть три кита, на которых этот остров стоит.  Последовательность, Предсказуемость, Постоянство.

Конечно, это не значит, что вы обречены на полное однообразие. Просто надо запомнить простую вещь: все изменения, которые появляются в мире ребёнка, должны проходить «порционно» и постепенно.

Если вы это помните, вы избавитесь, многие проблемы и переживания вас не коснутся.

     Мамы часто переживают , что чего-то там не успеют, стремятся побольше и побыстрее малыша всему обучить, форсируют события…  А надо наоборот – не торопиться, подлаживаться под ребёнка, под тот порядок, к которому он привык. Например, то же кормление малыша

Кушать подано…

Поначалу всё очень просто: младенец криком сообщает: есть пора! Проблемы с едой могут начаться, когда вводится первый прикорм.

Вы предлагаете что-то новенькое, а малыш даже пробовать не желает. А почему? Всё из-за того же: нарушен привычный порядок. Что делать? Не настаивать и не заставлять, а тем более не уговаривать малыша. Просто – отложите новинку на завтра. А завтра предлагаете снова. Отказался? Предложите ещё через пару дней. Постепенно малыш привыкнет к нововведениям, он словно впишет их в свой распорядок (еды). То же – и с чашкой, и с ложкой. Сначала ребёнок присматривается, привыкает, играет. Самое главное – не показывать, что вы озабочены «ах, не кушает!», не уговаривать малыша. Озаботились? показали? тогда малыш намеренно начнёт отказываться от еды. Просто потому, что (он поймёт), что отказ от еды – хороший способ вас возле себя неотлучно держать.

Тот же принцип сохраняется, и когда вы закаливаете малыша, и когда предлагаете новые игры, и когда обучаете, и когда выходите на прогулку, и когда покупаете новенькие игрушки.  Основа – прежняя (малыши любят то, что привычно) и ма-а-аленькая добавка.

     Мамы часто переживают из-за раннего развития. Сравнивают своего ребёнка с другими детьми, торопятся дать побольше, обучить побыстрее, форсируют события…и в результате получают издерганного новизной малыша.

Всё  должно  происходить  последовательно  и  ритмично

   Родители недаром считают первые два – три месяца жизни младенца самыми ответственными и трудными. (ещё бы! меняются привычные ритмы жизни). Они привыкают к новому распорядку собственной жизни, и в это же время ко всему НОВОМУ привыкает малыш.  Налаживаются его биологические часы, и очень важно мамам и папам к ним чутко прислушаться, уловить этот ход. Ритмичность и правильный темп  новой совместной жизни,  конечно же, задаёт младенец, а родители подстраиваются  под него.

Чем однообразней жизнь младенца  – тем лучше.

Но (важный момент!) это, конечно же, должна быть правильное однообразие, подчиняющееся определённым ритмам. Как жизнь природы, как смена времён года, всё происходит плавно и постепенно. Что нам поможет? Режим.

Режим помогает нам настроиться на правильный ритм, распорядок. И в этом смысле он полезнее даже не для ребёнка, а для самих родителей:

\/  это дисциплинирует,

\/  помогает учесть все важные изменения, которые происходят в жизни крохи,

\/ спланировать верно (например, занятия творческие и спортивные, занятия на прогулке),

\/  вырабатывает привычку делать всё своевременно (и примером своим обучать этому же малыша).

Будет прекрасно, если вы с самого начала заведёте привычку ежемесячно составлять (продумывать и записывать!) для малыша (и себя) режим дня. Заранее, на месяц вперёд.

Заведите специальную тетрадку и в ней отмечайте, планируйте, записывайте результаты. Вы наглядно увидите и «плюсы» и «минусы», и делать будете всё своевременно – по порядку.

Вот примерные графы:

  • что положено в этом;
  • что умеет мой малыш;
  • что вводим нового;
  • результаты моих наблюдений.

А потом, когда ваш малыш подрастёт, вы проведёте немало приятных минут, её перелистывая. Вместе.

Заряна и Нина Некрасовы

Статья опубликована в журнале "Мама, это Я!"

Охота  к  перемене  мест

или

Какой  порядок  нужен  всем  малышам

Маленькие дети воспринимают предметы и вещи (говоря языком научным: объекты) не так, как мы. Они не понимают, что эти предметы и вещи и пр. существуют сами по себе.

 (Помните, было так, и не раз: Вот выронил кроха  ваш погремушку – и тут же забыл о ней. Погремушка выпала из его поля зрения, и как бы  перестала существовать для него).   Лишь постепенно у ребёнка формируется представление, что предметы существуют сами по себе, что они отделены друг от друга и постоянны. А значит, и он сам – отделен и постоянен. И с пониманием этого постоянства у малыша вырабатывается представление о себе как об отдельном, независимом существе.

Такое формирование – долгое дело. Но очень важное для малыша: с этого начинается осознание себя как личности уникальной и неповторимой, это – дорога к самосознанию и  уверенности в себе.

Что могут сделать родители, чтобы помочь этому процессу?

Создать для малыша благоприятные условия, а именно

- расставить, расположить предметы и вещи так, чтобы малышу было удобно и безопасно их изучать…

- сделать так, чтобы обстановка, в которой сейчас растёт малыш, была  комфортна  и не менялась.

- самим вести себя с малышом понятно и предсказуемо.

Почему это так важно для малыша  

 Малыш ваш освоил азы самостоятельного передвижения.

Но представление о пространстве, о расстояниях и размерах его, об устройстве предметного мира у малыша довольно смутное. Чтобы как следует разобраться, ему надо сориентироваться, найти «точки отсчёта, выделить знакомые «островки». Такими «островками» для малыша становятся предметы и вещи родного дома: «место где сплю, место, где кушаю…» и т.д.  Он их запоминает (где что находится, как расположено, как добраться туда и туда.) и, исследуя, и проходя расстояния от одного к другому, как бы прокладывает свои «тропинки».

Предметы для малыша – это ориентиры в той «карте мира», которую он составляет.

Исследуя новый мир, ребёнок учится в нём ориентироваться. Когда всё на месте и всё идёт по порядку, малыш убеждается: этот мир надёжен, я могу спокойно его изучать.  

Теперь вам понятно, что происходит, когда в мире дома что-то вдруг изменилось (например, вы иначе поставили кресла). Проложенная «тропинка» теряется, и ребёнок , ребёнок словно теряет ориентиры и - запутывается и - пугается. («Мир непостоянен, мир ненадёжен. Я уйду, а вдруг и тропинка исчезнет, и мама потеряется/исчезнет, – и как её отыскать?» - может быть, так рассуждает малыш?).

     "Быть спокойным можно лишь в той среде, которую хорошо знаешь, в которой каждый разыскиваемый предмет можно найти, двигаясь с закрытыми глазами. Изучив таким образом своё окружение, ребёнок становится спокойным и счастливым». Мария Монтессори

Но это ещё не всё.

В это же самое время на малыша может обрушиться ещё одно неприятное открытие. И связанно оно напрямую с его новообретённой способностью самостоятельно передвигаться.

Его начинают за это ругать! На многих детей – ходунков просто градом начинают сыпаться сердитые предупреждения и запреты.

Казалось бы, как же иначе? Ведь малыш теперь – непоседа, он всюду лезет, он может до всего дотянуться и всё переломать. Да и сам часто падает в неприятность: за таким нужен глаз да глаз. И мама вдруг обнаруживает, что забот у неё прибавилось, и очень канительных забот!

Всё верно, казалось бы, но…

Но вы только представьте состояние малыша. Раньше за каждое достижение его неустанно хвалили, им восхищались, от него приходили в восторг. (Ой, агукает!...Ах, научился сидеть!...О! сам пьёт из чашечки!). И первыми словами, и первыми шагами крохи тоже вовсю восхищались. И вдруг – сплошной «ай-яй-яй»;  замечания и запреты. У  мамы сердитый голос; и  «нельзя на кресло», «не трогай вазу», «опять перепачкался», «не ходи», «уронишь, не тронь» - так и сыплются на малыша.

А почему – он не понимает: ведь он не вредничает, а просто с любопытством исследует мир. И тогда ребёнку  начинает казаться, что его разлюбили, что вещи/предметы для мамы и папы ценнее, чем он.

Эти два несимпатичных открытия очень мешают: они тормозят малыша. Просто двойной удар!

Что делать, чтобы двойной удар не случился?

Дайте ребёнку свободу передвижения!

  • Организуйте пространство квартиры так, чтоб стало оно безопасным. Уберите, что может разбиться, сломаться, что может малышу повредить. Проведите перестановку (заранее!), чтобы предметы и вещи, и весь дом, и всё устройство его не тормозило малыша, а помогало ему развиваться, расти.
  • Вспомните: Когда малыш начинает это пространство изучать (сначала – проползать, а потом и «прохаживать»), ему нужно найти способ ориентирования в нём. И когда вы что-то меняете-передвигаете, малыш ориентир теряет.

Вещи – это вехи. Точки отсчёта, долины и горы большого мира. Это – вестовые столбы, и если какой-то оказался не на месте – ребёнок расстроится, раскапризничается, расплачется. Не ругайте ребёнка, а просто верните на место «столб». 

 «Для ребёнка порядок – это земля, на которой мы стоим. Это то, что для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух заимствует из своего окружения элементы для ориентировки, которые необходимы ему для последующих завоеваний». Мария Монтессори


Сензитивный период - что это и для чего?

В жизни маленького ребёнка бывают такие периоды (их называют чувствительными, сензитивными), когда он под влиянием внутренних импульсов самостоятельно приобретают определённый опыт.

Обратите внимание! Самостоятельно. Мало того: это генетически запрограммированный отрезок времени, и он имеет своё начало и свой конец.

Но зато «… в этот период природа даёт ему в руки компас, с помощью которого он может ориентироваться в море», - говорит Мария Монтессори, один из величайших педагогов в истории.

В это «чувствительное время» малыша не надо подталкивать. Тут главное – не мешать ему заниматься тем, к чему душа тянется.  Потому что сам «малыш бессознательно выбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие». Наша задача – наблюдать и вовремя по-мо-гать, поддерживать.

Что могут сделать родители:

\/  создать условия, создать подходяще окружение, развивающую среду

\/  обеспечить объёмом работы; то есть, если малыш тянется вам помочь – дарите ему такую возможность! всегда

\/  позволить работать/заниматься в том ритме, в котором ему удобно; не торопить

\/  если ребёнок сосредотачивается на своём занятии – не вмешиваться, не советовать, не отвлекать. Тогда малыш будет делать это столько, сколько потребуется ему. Он повторит и десять, и двадцать, и тридцать раз, пока не получится, пока не научится.

«Через опыт, который он накапливает, ребёнок упражняется и продвигается вперёд. Он согласует свои движения, свои чувственные впечатления, которые он впитывает из внешнего мира и которые формируют его разум… Взрослый совершенствует мир вокруг, а ребёнок совершенствует своё собственное существование. Его стремление сходно с чудом, которое неусыпно, непрерывно и неутомимо идёт навстречу своей цели». Но только с поддержкой родителей он этой цели достигнет. И знаете, какова эта, главная, цель? Созидание самого себя.

 

Прогресс и регресс

У детей особое отношение к порядку, и он означает он для них не то, что для нас. Потребность следовать заведённому порядку для малыша так важна, что при любом  БЕСпорядке он  чувствует дискомфорт; он теряется, он пугается, он требует порядок восстановить!

 Что случается, если привычный порядок нарушается и/или подавляется свобода действий малыша? 

Конечно, один – два случая погоды не сделают. Но если такое случается регулярно, происходит очень неприятная вещь: регрессивное поведение.

Если нарушается тот порядок, к которому ребёнок привык, в мире ребёнка словно бы происходит землетрясение. Всё, что идёт по-другому, что случается неожиданно, тревожит и настораживает малыша.

Приехала в гости бабушка, вводите новый прикорм, мама и папа поссорились, зубки прорезываются,  в доме проходит ремонт, грубо с ребёнком общались, отшлёпали ни с того ни с сего, няня сменилась, упал со знакомого кресла и сильно ударился, отучаете от пустышки и/или приучаете ребёнка к горшку т.д. и т.п. Сила «землетрясения» тем больше, чем большее изменение произошло. И малышу необходимо время, чтобы привыкнуть, подстроиться под него.

Помогайте   малышу   адаптироваться   ко   всяческим  переменам!

Если малышу не помочь адаптироваться к переменам, его организм сам себе начнёт помогать. Как? Возвращением старых «плохих» привычек. В своём развитии он словно бы откатывается назад.

Так, например, малыш вдруг «разучится» пить воду из чашечки, и/или перестанет сам засыпать, а будет требовать, чтоб на ручках укачивали; и/или снова примется сосать большой пальчик; и/или писаться по ночам, и/или сопротивляться, кричать, когда собираете его на прогулку… Такое регрессивное поведение не надо путать с капризами. Лет до двух-трёх  дети капризничать-вредничать «просто так» не умеют! А если случается несимпатичное поведение, то, как правило, только по двум причинам:

- из-за тех перемен (БЕСпорядка), которые происходят с ними или в ближайшем его окружении

- ребёнок подрос, у него появились новые потребности, а вы относитесь и занимаетесь с ним так же, как раньше.

Вам кажется, что с ребёнком что-то не так? Просто задайте себе вопрос: «Что изменилось? какие изменения произошли у ребёнка или вокруг него?». И постарайтесь вернуться к прежнему распорядку. И на базе привычного, старого, к новому  неторопливо шагнуть.

Заряна и Нина Некрасовы

Статья  опубликована в журнале "Мама, это Я!"

http://crazymama.ru/magazine.php?a=1&id_magazine=8

Развивающие занятия  и упражнения

Поиграем  в  мячики!

Мы   предлагаем   вам  три занятия.  Первое - для младенцев,  второе - для детей от года  до двух,  третье - для  малыше от двух  лет и  дальше.  Но деление это всё же условно. Как  только  почувствуете,  что ребёнок  освоил  приёмчики  -  усложняйте  занятия,  придумывая  более  сложные  вариации.

Покатаем  мячик

Занятие  для  детей  восьми - девяти месяцев и старше.  В игре  вы  будете  перекатывать  мячик  друг  другу,  обучая  малыша  играть  "по очереди",  и  развивать  у  него  координацию  движений.

Посадите малыша на пол, сядьте напротив. Скажите: «На мячик» и катните его к малышу. Скажите при этом: «Мячик катится».

Когда он возьмёт мячик в руки, скажите: «Дай мячик» и помогите ребёнку прокатить его к вам. Когда мячик покатиться, скажите: «Катится мячик».

Мяч катать – трудное дело, и сразу у малыша не получится. Подбадривайте и помогайте. Играёте каждый день – и постепенно малыш освоится и поймёт, что надо сделать, чтоб мяч покатился.

Для тех, кто младше: вы можете просто показывать мячик и прятать его за спину. «Где мячик? Спрятался мячик!». (Побуждайте ребёнка взглядом отыскивать мяч, а потом и указывать жестом). После небольшой паузы говорите: «Вот наш мячик!», - и отдайте мячик ребёнку.

Если  младенец  взглядом мяч не разыскивает, прячьте мячик не полностью, а так, чтоб он немножечко был виден.

Где  наш мячик?

В игре  вы будете  определять,  где  находится  мячик. Подобные  игры  помогают ребёнку  учиться хорошо  ориентироваться  в  пространстве

Возьмите мягкий мячик и положите его, предположим, на кресло. Спросите: «Где мячик лежит?». Побуждайте ребёнка сказать: «На кресле». Если пока говорить не умеет, скажите вы за него.

Попросите малыша положить мячик рядом с креслом.

Положите мяч за кресло.

Положите мяч под кресло. Около кресла. Справа от кресла, слева от кресла.

Это трудные задания; поэтому не давайте ребёнку все сразу. Если ошибся – выполняйте вместе: «Положим мячик на кресло. Вот так. Молодец!». Постепенно, раз за разом, тренируясь, он освоит предлоги и будет правильно и прятать, и доставать мяч.

Конечно, можно в игре использовать разные предметы интерьера и разные игрушки.

Куда  наш  мячик  покатится?

Вы  будете катать (или бросать) мяч и называть предметы , вещи, его окружающие,  что поможет  ребёнку  хорошо  ознакомиться с интереьром,  расширит  его  лексикон.

Чтобы интерьер не пострадал, возьмите мягкий мячик или сделайте его сами, набив носок ватой. А играете так.

Встаньте с малышом посреди комнаты. Спросите: «Куда наш мяч покатится?» и катните  (или бросьте) мячик, например, в шкаф.  А потом добежите до этого шкафа и прикоснитесь к нему.

Теперь мячик берёт малыш и – тоже: «Куда покатится мячик?».

Потом снова вы…

Лучше, если направление («куда» и «откуда» катиться мячу) будет задавать малыш.

А добираться до него можно по разному: добегать, доходить, допрыгивать, доползать…

Чтобы было интересней, мячик можно назвать Колобком

Заряна и Нина Некрасовы

Опубликовано в журнале "Мама, это Я!"

 

© Zaryana-Nina