Особенности эмоций маленького ребёнка
В каждом возрасте человек имеет уникальные, характерные только для этого возраста, сочетание психических особенностей и поведения («поведенческих характеристик»).
За пределами данного возраста многие из них никогда уже не повторяются. А раз не повторяются – то нами и забываются.
Вероятно, поэтому родителям иногда так трудно понять своих любимых детей.
К тому же дети наши растут и меняются столь стремительно, что каждая новая ситуация может вдруг оказаться совершенно не похожей на то, что было вчера. И, чтоб разрешить её к общему удовольствию, бесконфликтно, требуются совершенно новые действия и новое осмысление со стороны мам и пап.
Лет до трёх - трёх с половиной у всех детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
То есть «завестись» малышу легко, а вот успокоиться куда как труднее. Вывод для мам и пап: когда ребёнка «зашкаливает» - помогите ему успокоиться.
Что надо сделать
\/ утешить его, убаюкать. Народные колыбельные и сказки хорошо занимают и переключают внимание; потешки, небылицы да прибаутки буквально «заговаривают зубы» всем малышам; помогают рассказы про то, как «я тоже был/а маленьким/ой, и шёпот на ушко, объятия).
\/ интерпретировать состояние и поведение. Говоря проще, малышу надо помочь понять, что такое с ним происходит: объяснить ему его собственные чувства. Идёте, например, из магазина, ребёнок ноет – скулит, а вы не ругаете, вы поясняете и сочувствуете: «Ты устал. Нам пора отдохнуть..». Малыш, возможно, совсем разревётся. И вы знаете, это хорошо, потому что плачь этот будет от облегчения («наконец-то поняли!») плюс - от жалости к самому себе («устал /мне плохо/ я маленький / меня не берут на ручки!»). НО слёзы такие быстро пройдут: нам всем становится легче, когда нам сочувствуют и понимают.
Эмоции малыша яркие, но неустойчивые
Малыш не хозяин своих собственных чувств: эмоции его непроизвольны и подвижны.
Непроизвольны –
то есть маленький человек не умеет ими управлять. даже если ему захочется перестать, например, рыдать - не получится сразу. Вот почему все уговоры и даже приказы вроде "немедленно успокойся" бесполезны - только усилят страдания.
Когда мама поясняет малышу, что он чувствует (тебе обидно…ты сердит…) – это правильно. Это помогает малышу в эмоциях (своих) разобраться. Правда, случится такое не сразу. Но по капельке, по капельке и сосуд наполняется.
Лет после четырёх малыш потихоньку изменится. Эмоциональное возбуждение начнёт гаситься изнутри (специалисты знают: к этому времени дозревает корковый контроль). Но это вовсе не значит, что никогда ребёнка больше не будет «зашкаливать»: чувства древнее, чем умный разум. И (напомним!) жёсткий приказ только подхлёстывает негатив.
Подвижны –
то есть быстро, легко меняются. Причём (вы помните? непроизвольно, словно сами собой). Это отличное качество, поражающее нас в малышах: вот только юное чудо буйствовало, кричало, заливалось слезами – и вдруг как солнышко из-за туч – на лице сияет улыбка, да и туч ни одной не видно: уплыли, исчезли, пропали! Так что, мамочки/папочки и близкие родственники, дорогие, не сердитесь-ка сами, учитесь у малышей. Умейте отвлекаться от вредных чувств (гнева, сердитости и т.п.) и переключаться на положительное. На оптимизм.
Эмоции малыша в основном положительны
То есть нормальное, основное детское состояние – радость; ребёнок жизнью доволен, весел и бодр.
Отрицательные эмоции, конечно, тоже бываю, но куда реже: если ребёнок сильно утомлён/встревожен/испуган. В них малыш, как правило, не погружается: пришли и ушли.
Длительный, долгий НЕположительный эмоциональный настрой малыша – повод серьёзно насторожиться: что-то в мире ребёнка портится и ломается, что-то не так.
Эмоции заразительны
Мы легко заряжаемся эмоциями друг от друга. Недаром где много весёлых детей, и взрослые улыбаются.
Но отрицательные эмоции тоже заразны! Причём (что обидно) малыш легко ловит наши, а мы – его. Родителям стоит помнить об этом. И вести себя соответственно: не на детский – на взрослый лад. Вы-дер-жа-но и разумно.
Кричит/буйствует мелкое чудо – и вы чувствуете, как заводитесь сами. Стоп! Будьте разумны. Это вы «поймали» эмоции малыша. Ну, завопите, и что? Вернёте эмоциональный удар ребёнку. А там по усиливающейся: он - вам, вы - ему, он – вам, вы - ему. Прямо бокс получается...
Чтобы малыш благополучно справлялся со своими плохими эмоциями, мама/папа прежде всего должны научиться справляться сами – со своими.
Трудно? Бывает – трудно.
Но в этой трудности взрослым может помочь разумная голова, в которой находятся нужные знания. О том, что баланс возбуждение – торможение в детской головке ещё не налажен, о том, что эмоции (большинство) непроизвольны, подвижны и очень «заразны».
Ну не выходите же вы из себя (будучи в здравом уме и прочее), когда на дворе гром и молния, не злитесь же на природу – она такая как есть. Так и тут. На природу (природные особенности малыша) злиться нет ни малейшего смысла.
Зная, почему ребёнок ведёт себя так-то и так-то, легче обуздать свои несимпатичные чувства. А вы теперь знаете.
Впрочем, знали и раньше (ведь тоже были детьми, и память об этом никуда не девается из подсознания), мы просто напомнили вам.