Секрет самых ценных подарков

 
Пусть вас не смущает тот факт, что подарок недорогой. Поверьте: штучка за сотню деткам ничуть не ценнее, чем птичьи перья, собранные на прогулке, раскрашенные и превращённые в головной убор «всамделешнего» индейца. У них  своя шкала ценностей, и во многом она вернее, чем наша.


  • Подарок ребёнку должен быть «по плечу», т.е. подходящим по возрасту.
Ни эффектный костюмчик, ни курточка, ни прочие деловые предметы  в разряд таковых явно не попадают. Это подарки не для малыша, это – себя потешить. Метровый медведь, возможно, и изумит малыша,  но точно энтузиазма не вызовет: ребёнок с ним не сможет играть. Так же, как не сможет по-настоящему поиграть с радиоуправляемой машинкой (а вот «раздолбить» её очень сможет).


  • Даже подходящий по возрасту подарок мало просто вручить.
Надо ещё объяснить -  показать, как с ним возможно сделать (т.е. показать возможности этой игрушки, чтобы понял малыш, как с ней играются). Не разъяснили – тогда нечего обижаться, если малыш, например, в яркие краски засунет свой пальчик, и крашеным пальчиком станет водить по стенам. Или, открыв коробку, с энтузиазмом начнёт раскидывать фишечки новой игры.


  • То, что подарено, автоматически переходит в безраздельное пользование малыша.
Он хозяин, и он решает, что с этой штучкой сделать (а все остальные – лишь вежливо  предлагать). Нельзя малыша ругать да отчитывать, если он неправильно подарок употребил (и даже, о ужас!) ломает. Сначала человек узнаёт мир снаружи, потом ему становится интересно узнать его изнутри. (По этой причине, а не из вредности,   некоторые малыши и ломают игрушки). Если родители ему узнавать помогают, если создают условия для исследовательских экспериментов, ребёнок не станет игрушку уничтожать. Он будет её исследовать, и  – поломки случаются реже.


  • Желательно, чтобы подарок был немного на вырост.
И тогда, с помощью старших осваивая его, узнавая его возможности, малыш будет сам тянуться, развиваться, расти.

Отрывки из книги

Что подарить ребёнку? Малышу, дошколёнку, школьнику


"Я знаю,- сказала мне внучка когда-то (когда ей было года четыре с маленьким хвостиком).- Я знаю, почему буква «А» стоит первая в азбуке. Потому что моё имя на «А» начинается!"

О бескорыстии и детском эгоцентризме

Маленькие дети – все до одного – эгоцентристы. Каждый считает, что весь мир вращается вокруг него и всё на свете только для него предназначено. А вот думать и заботиться о других малышу только предстоит научиться. Подготовка к семейным праздникам, выбор подарка - прекрасный повод на деле объяснить ему это.
Впрочем, такие объяснения и старшим детям не помешают.

Подарок, который дарит ребёнок, тем и хорош, что он предназначен для кого-то другого. Это что-то такое хорошее, чем ты (именно ты!) одаришь того, кого любишь.
Этому важно учить детвору: порадовать того, кто любит тебя. Учиться ДАРИТЬ ЛЮБОВЬ бескорыстно!
Это трудное понятие, сложный моральный переход - умение отдавать (дарить!) бескорыстно. По сути, это «революционный переворот» в сознании маленького человека. И помочь его совершить могут только родные взрослые.
Такие понятия детьми усваивают постепенно, сызмальства и до самого старшего возраста.
Маленький ребёнок всё мерит по себе. Поэтому не сомневается: машинка на длинной верёвочке или песочный набор - отличный подарок для папы. А мама придёт в восторг от кучи разноцветных бумажек под названьем «полянка с цветочками». Конечно, придёт. Но…всё-таки, всё-таки…

Дети должны это знать: люди все разные, и вкусы у них различные, и интересы, и увлечения. Учите ребёнка подбирать каждому человеку такой подарок, который ему подходит.
"Моя мама, - хвастается Максимка, - Моя мама – учительница по географии. Я думал, думал, что подарить. Придумал указку Сам сделал! Как? Нашёл ветку подходящую, очистил. Ровненько вышло так. Потом лаком помазал, два раза. Мама мою указку сразу в школу забрала, говорит, без неё прям как без рук, не обойдётся".
Прежде чем выбрать подарок, поговорите с детьми о том человеке, которому этот подарок, предназначается. Что он любит, а что не любит. Чем увлекается? Кем работает? Что могло бы ему особенно пригодиться?
Выводы, может, ребёнок не сможет сделать самостоятельно, но задумается. И это уже хорошо. Такая простая мысль: все люди разные, и «разность» эту надо угадывать и учитывать, может, только сейчас, в моменты такого обдумывания, впервые станет понятна ему.
Кстати сказать, такие вопросы полезны и взрослым: взрослые тоже порой забывают, какие подарки понравятся детворе. Уж верно, курточка, даже самая распрекрасная, вряд ли особо обрадует дошколёнка. Подарок – это всегда немножко нерядовое, это то, о чём ты мечтаешь, что любишь, и – до чего ты УЖЕ дорос.

Лучший подарок младенцу

Если честно, то самый ценный подарок для малыша - грудничка – получить свою маму в безраздельное пользование. То есть всегда, постоянно ощущать её рядом с собой. Если рядом она, если много носит на ручках, если ласково с ним занимается и не даёт заскучать, если кормит младенца «по первому требованию», – всё в порядке, этот «новенький» мир, такой незнакомый, малыш воспримет как надёжное, доброе место.

Самые сильные и самые лучшие впечатлений детка получает «под боком» у мамы: он видит, слышит, ощущает ее запах, движения – и это всё стимулирует развитие малыша.
Замечено, что младенцы, проведшие в тесном контакте с мамой свой первый год жизни, куда любознательнее и уравновешеннее «колясочных» малышей.
Почему? Потому что мама сейчас для него – целый мир. Надёжна она – и такой огромный мир малыш воспринимает добрым и ласковым. Ненадежна - и мир кажется грубым, опасным, пугает его.

Мы все очень заняты, да. НО всё-таки, всё-таки… отложите домашние дела, будьте с малышом постоянно, всё это окупится вам сторицей.
Родители порой опасаются: а не избалуют ли они своего дорогого младенца таким неустанным вниманием, так к ручкам приучат, что потом совсем не слезет. Не бойтесь, всему своё время. Как только малыш научится передвигаться самостоятельно, у него появится жажда активно исследовать мир. Это заложено природой, так что с ручек ваш карапуз сам скатится – не удержите. «Прилипают» надолго к мамам те малыши, которым такого - тесного, телесного и постоянного – контакта/общения не хватало.
Когда выбираешь подарок - стоит принять во внимание возраст ребёнка
Стремительно развиваются сенсорные способности малыша, он учится воспринимать форму, размер, величину, цвет и текстуру предметов, расположение их в пространстве. Ваши подарки, ваши игрушки (как, впрочем, и вещи в доме) и должны сказать подсобным материалом для такого развития.
Например, нарядная погремушка.
Погремушки у малыша должны быть разнообразные, отличающиеся друг от друга «на ощупь» и по внешнему виду: (кругленькие и удлинённые, гладкие, шероховатые и т.п.). И обязательно очень удобными, т.е. такими, чтоб маленьким ручкам было легко захватить, удержать, повертеть, потрясти.

А если малыш пока хватать и трясти не умеет – показывайте и подвешивайте погремушку над коляской/кроваткой. Размещайте их так, чтобы, взмахивая ручками-ножками, младенец случайно её задевал. Увидев - услышав - заметив, как она начинает раскачиваться да звенеть, малыш расстарается – поучится и научится добиваться такого замечательного эффекта самостоятельно!

Впрочем, не только бирюльки и погремушки - всё, что работает на развитие малыша, может стать ценным подарком.
Хороший подарок – мобиль (главное - надёжно закрепить его над кроваткой).
Вместе со старшим ребёнком Вы можете сделать и подарить грудничку «тактильный» коврик, это очень полезно. Пусть старший нарежет квадраты, треугольники из разных тканей (из шерсти, шёлка, кожи, сатина, батиста…), а потом или сшейте, или пришейте их на основу.
Старшие дети будут горды (если к "готовке" подарков вы их привлечёте и объясните, что такие поделки помогают братишке/сестрёнке развиваться, расти!
Именно так, в заботе о тех, кто рядом с тобой, в соучастии, формируется у детей хорошее чувство привязанности, ответственности, дружеских отношений, основанных на любви.

Как только младенец начнёт выражать свою радость (активно двигает ручками – ножками, улыбается и гулит) – приходит пора игрушек таких, которые могут качаться, вращаться, сминаться в руках, издавать разные звуки (резиновые пищалки, неваляшки и клоуны заводные, а потои и разные вкладыши и т.п.). Предметы со звуками груднички обожают. Стоит показать малышу, что «умеет» делать такая игрушка, и он заметит, запомнит и постарается что-то за старшими повторить!

А ещё хорошим подарком для младенца окажется... зеркало. Особенно такое, где он сможет видеть себя в полный рост. И хотя сам себя он пока не узнает, но все равно ему очень понравится симпатичный бутуз, вдруг появившийся перед глазами.
Кстати, посмотрите, как ведёт себя ваш малыш у зеркала – это своеобразный ТЕСТ. Если счастлив и жизнью доволен – и в зеркало будет смотреть с большим удовольствием.

 

Подарок для дошколёнка

Дошкольное время – время ролевых игр. Играя в парикмахеров и шофёров, маму-папу, поваров и портних, дети знакомятся с миром взрослых, "примеряют" на себя разные взрослые роли.
И эту особенность стоит учесть, выбирая новогодний подарок своему дошколёнку.

Для игр ролевых детям нужны разные куколки, игрушечные зверята, кукольные коляски, одежда, наборы мебели, кухонной утвари, деловые машинки (типа бульдозер, подъёмный кран, самолёт), материал для построек, трансформеры, и всяческие конструкторы. А ещё - копилки-коробочки, наборы типа «парикмахер», «врач», мелкие штучки, из которых делаются всяческие украшения (браслетики, бусики и т.п.) и детали костюмов, и маски…

Для координации и развития двигательных способностей дарите : скакалки и самокаты/велосипеды, всяческие мячи (в том числе и фитнес). Коньки и ролики, лыжи, самокат, спортивная стенка, детский бадминтон, обруч, велосипед (к 6-7 годам – двухколёсный), гантели, воздушный змей и т.д.

Ребёнку понадобятся (и понравятся) настольные игры типа лото, домино, мозаика, пазлы, «ходилки-бродилки», игры на меткость, магнитный алфавит, чуть позже – настольный футбол/хоккей/бильярд, магнитная азбука, калейдоскоп, шашки, головоломки, а потом и шахматы.

И конечно же детские музыкальные инструменты, такие как металлофон, пианино, гармошка. Детские книги, детские энциклопедии с хорошими иллюстрациями, в том числе и энциклопедии.

Что понадобится ещё для развития творческих способностей? Краски (уже от шести цветов), кисточки, цветные карандаши, клей, цветная бумага, картон, пластилин, глина, природные материалы, фигурки из дерева (для декоративного раскрашивания), материал для изготовления витражей, гипсовых рельефов. (и т.п.).

И, конечно, хорошим подарком станут такие предметы, с помощью которых можно исследовать и экспериментировать. Весы, термометр, компас, сыпучие материалы, часы, бинокль, калейдоскоп, микроскоп, телескоп, глобус, энциклопедия, альбомы для коллекционирования…

Два небольших уточнения.
- Не стоит делить игрушки «мальчишьи» и «девчачьи».
- Подарок не обязательно покупать, кое-что можно сделать и собственными руками; и детке, вполне вероятно, даже больше понравится самоделка, чем игрушка из магазина.



© Zaryana-Nina