Ребёнок плохо себя ведёт. Что делать?

Действенные меры

  1. Сразу же остановить, прекратить вредные действия.
  2. Твёрдо и чётко скажите, чем вы недовольны и почему «так делать нельзя».  
  3. Если запретили – то добейтесь, чтоб малыш сделал так, как вы сказали.
  4. Не сдавайтесь на уговоры типа «я больше не буду…», особенно если такое часто повторяется.
  5. Не слушается? Дайте время подумать, одуматься. Оставьте одного: посадите на стульчик, оставьте в комнате – только не там, где игрушки; пусть посидит – поскучает – подумает.
  6. Лишите какого-то удовольствия.  Оставьте, например, без сладкого, отмените просмотр мультфильмов. Но обязательно учитывайте свои силы: лишайте на реальный срок, такой, который вы сами сможете выдержать и не страдать за ребёнка.
  7. Ведите себя отстранённо. Собирались, например, рассказать сказку, вдруг малыш  ударил подбежавшего Дружка (а знает, что нельзя!) – всё, сказка отменяется.
  8. Соизмеряйте степень наказания со степенью вины (так, уронил чашку на пол, а вы за это ставите его в угол – не слишком ли круто?)
  9. Дайте шанс исправиться и покажите (помогите понять), как это сделать (например, помочь собрать веником осколки, выбросить в мусорное ведро…)
  10. Не упрекайте за тот проступок, который исправлен, осознан – это уже мстительность.
  11. Боритесь  не с ребёнком, а с проступком. Поступок может быть плохим, ребёнок – всегда хорошим.

К сожалению, эту старую истину частенько забывают. Так же как и то, что дети (в силу возрастных особенностей) принимают за истину каждое наше слово. Ребёнок, который часто чувствует себя плохим, которого редко хвалят, но наказывают за проступки регулярно, может так отчаяться, что действительно превратиться во вредное,  неуправляемое существо.

 

Эх, накажу!

А может, не надо?!

 

Когда-то считалось, что единственно  надёжный способ заставить ребёнка слушаться – как следует наказывать, недаром были так популярны розги и горох. Сегодняшние прогрессивные родители понимают,  что дети должны не бояться нас, а любить. Но дилемма наказывать- не наказывать никуда не делась, несмотря на педагогический прогресс и успехи психологии.  Наоборот, сейчас вопрос этот стоит особенно остро, потому что многие  прогрессивные родители боятся проявлять родительскую волю. А это дает прекрасную почву для детского своеволия.. От которого страдают и взрослые и дети.


Куда ни кинь, всюду клин?


     Когда ребёнок раз за разом нарушает наши требования, когда замучили капризы и прочие детские вредности, чего греха таить, возникает страстное желание  рявкнуть, крикнуть, стукнуть (хотя бы кулаком по столу), дать подшлёпник или подзатыльник, в общем, наказать. Надо же в конце концов поставить на место зарвавшегося дитя!

Как правило, крутые меры помогают…  , но ненадолго. Ребёнок-то, может, и перепугается, и притихнет, но вряд ли по-настоящему изменится его несимпатичное поведение. Грубый останется грубым, вредный - вредным, а маленький кусака всё равно найдёт кого куснуть.

Прежде чем наказывать…

Беда в том, что наказание в виде криков и шлепков, как правило, не устраняет вредное поведение: мы просто выпускаем пар. А заодно  успокаиваем свою совесть: мол, меры приняты, спи, голубушка, спокойно. (До следующего раза). Что провоцирует нас на такие действия? А провоцирует нас на такие действия одна из двух причин: собственное бессилие или собственная лень.

И второе обычно чаще. Не верите? Чтобы убедиться в этом, достаточно посидеть в любом детском городке и понаблюдать. И вы услышите заботливые родительские голоса. И чуть ли не главным словом среди остальных будет «нет», «нельзя» и всяческие их вариации. Но что интересно: большинство тех детей, к которым обращены всевозможные запреты, на них фактически не реагируют. А почему?

Вот девочка подбегает к лесенке и начинает подниматься по ступенькам. «Эля, нельзя!», - кричит заботливый папа, отрываясь от газеты. Эля, чуть-чуть поколебавшись, продолжает движение. Папа повторяет… папа запрещает…, но с лавочки не встаёт. Можно предположить, чем это кончится: или девочке самой надоест подниматься – и она займётся другими делами, или папа после пяти – шести окриков наконец-то возмутиться и  ринется тормозить строптивую девчушку. Стянет с лесенки и накажет. А за что?

Есть простое правило: если сказали «нельзя!», - не ленитесь, добейтесь, чтобы ребёнок действительно прекратил свои «противоправные» действия. В противном случае получается сплошное сотрясение воздуха, и дети это прекрасно понимают – и преспокойно не слушаются. Именно оттого и случается непослушание: когда мы говорим одно, а позволяем другое, то по сути, попустительстуем и низводим свой  родительский авторитет. И даже если потом ребёнка «прижать к ногтю» - наказать – такое наказание будет малоэффективным. Карапуз не сделает правильные выводы: «нельзя значит – стоп, нельзя», ему просто будет обидно, что прервали его занятие.

Пустые замечания – вовсе не пустяк. Во-первых, ребёнок привыкает с раннего детства их игнорировать, во-вторых, теряет ориентиры. Он  не знает, действительно не знает, когда необходимо подчиниться и где кончается та граница, которую им нельзя переходить. Впрочем, с возрастом дети начинают разбираться. Нет, не в границах дозволенного, а в степени родительского накала. И прекрасно научатся манипулировать вами, иногда – слушаясь, чаще – чихая на ваши призывы. И даже если вы спохватитесь и начнёте «как следует» наказывать непослушную детку, время – упущено, привычка – образовалось, и призвать к порядку строптивую детку весьма проблематично. Будьте последовательны в своих разрешениях и запретах. Решите, что ребёнку вы позволяете делать, а что – не позволяете. И как можно реже говорите впустую «нельзя!».

Всё лето Ванечке позволяли крутить газовый кран, а осенью почему-то запретили. Разве понять малышу, что начинается отопительный сезон? Можете представить, какие начались скандалы – истерики! И как он прорывался к этому самому крану. И, в сущности, ребёнка можно понять: с его точки зрения его ругали и оттаскивали от любимой игрушки (наказывали!)  ни за что ни про что, так же как если бы его ругали за игру с подаренной машинкой.  Что это, как не родительский произвол!.

Итак, второе правило: очертите границы дозволенного. Решите, что вы запрещаете, а что позволяете. И постарайтесь не путать одно с другим.

Запреты со временем будут, конечно, меняться, но это будут разумные изменения. Так, вы прячете спички от человека двух с половиной лет, а в пять он может учиться использовать их (под вашим, конечно, присмотром). А если стащил и зажигает без вас – должен точно знать, что даром ему не пройдёт и непременно он будет наказан. Кстати, когда ребёнок чётко знает границы дозволенного, он понапрасну на вас не обидится, так как и сам понимает: нарушил – отвечай. А это, в свою очередь, помогает формировать такую важную черту, как ответственность.

Правило третье. Не обобщайте ( и не лгите) «никогда не куплю», «в последний раз я была с тобой на этой горке» и т.п.», «больше не пойдёшь сюда никогда»…Это вы знаете, что это риторическая фраза, для эффекта. А малыш сначала поверит вам (и перепугается, и расстроится), а потом изумится: оказывается, вы обманывали! И снова покупаете конфетку! Конечно, он не попросит вас сдержать обещание, но, вполне вероятно, постепенно поймёт, а) взрослые говорят глупости; б) их угрозы – пустое место. Да ещё получит моральное право давать пустые обещания (вам), которые и сдерживать-то не собирается.

От каждого – по возможностям…

Часто мы от детей ожидаем больше того, на что они способны. Это происходит потому, что подходим к ним со своими, взрослыми, мерками, рассчитывая, что ребёнок так же разумен, как и мы. Он разумен, но – по другому. У детей своя логика, и мыслят они иначе, и думают иначе, и выводы делают свои.

У каждого детского возраста свои особенности и свои возможности, и очень важно, чтобы родители знали их. Если не знают – тогда и начинаются проблемы. Так, вы можете объяснить двухлетнему малышу, что чужие игрушки брать нельзя, но не можете быть твёрдо уверены, что не возьмёт. Возьмёт, если понравится, и домой попробует притащить, потому что понятие «своё» и «чужое» для него пока абстрактная вещь.

Да и желаниями своими малыши пока не умеют управлять, и их  внутреннее «хочу!» такое сильное, что его не перевесят все ваши острастки. Может маленький ребёнок и хочет послушаться вас, но –  не удержится, возраст такой.

Как-то одна хорошая мама жаловалась на дочку: хоть говори хоть нет – всё сотворит по-своему. Вот вчера купила сливы, Катюша выпросила: «Дай да дай».  Дала, объяснила, что кушать нельзя: надо сначала помыть. Сказала «не буду!»,  но -  глазом я не успела моргнуть – а она уже косточку выплёвывает.  Пришлось наказывать – отбирать весь пакет и прятать подальше.

И невдомёк маме. Что в таком возрасте ребёнок просто не в состоянии удержаться от соблазна, это ж не взрослый с его развитой волей. Так что по честному, наказывать надо было  бы маму. 

Не толкайте ребёнка на «преступление», тогда не понадобится и наказание.

Можно, конечно, так напугать малыша или взять в такие ежовые рукавицы, что «будет терпеть как миленький». Но это ещё хуже: страх засядет в душе и выльется неврозами, фобиями и прочими подобными неприятностями.

Правда, такое может случиться не сразу, но, скорее всего, случится. И  когда комплект «страховоспитания» достигнет критических размеров, вам придётся ребёнка уже не учить, а лечить.

Четвертое правило: учитывайте возрастные особенности своего ребёнка. К сожалению, мы часто наказываем детей за свои ошибки и промахи.

Природа требует…

Малыш, заполучивший фломастер, непременно захочет порисовать на обоях: ему очень важно оставить в пространстве свой след.  Малышка, которую сажают в манеж (а она уже ходит – своими ножками!) непременно взбунтуется: ей нужна территория - пространство для тренировки и отработки нового навыка.

Идя поперёк воли родителей, маленькие дети на самом деле не рвутся нам навредить. Их толкает вперёд природный инстинкт и нормальное детское любопытство. Будьте терпеливы. Ведь наша родительская  задача – не тормозить, а понимать и поддерживать, и дать необходимую дозу свободы.  Вот и всё.

«Но, - как воскликнула  одна знакомая мама, когда сын, с трудом «отодраннный» от  просмотра бесконечный мультиков,  в очередной раз устроил домашний концерт,-  ведь надо же что-то делать, а то совсем распустится!». Надо. Никто и не утверждает, что наказывать нельзя не в коем случае. Терпение, которое мы призываем вас проявлять,  не означает, что родители должны терпеть детские безобразия. И свобода, которую мы даём нашим детям, в конце концов не синоним вседозволенности.

Главное правило: правильное наказание должно помогать ребёнку расти и развиваться

Каждый раз, когда малыш не слушается вас, прежде чем хвататься за голову или за ремень,  задайте себе такие вопросы:

ПОЧЕМУ мой малыш поступает так, а не иначе?

ЧЕГО я хочу добиться этим самым наказанием?

КАКИЕ  выводы он сделает для себя? (и как это поможет его развитию)

А Если вы частенько недовольны поведением своего ребёнка, если вам часто приходится наказывать его (а толку в этом мало) , если конфликты возникают из за одних и тех же (или очень похожих) проступков – ищите причину. Вероятно, она не в ребёнке, а в вас. А малыш просто всё отражает – как зеркало.

Может, вы просто стремитесь прибрать ребёнка к рукам? , а не помочь ему расти и развиваться? Растущий и развивающийся ребёнок не может всегда быть тихим, послушным и «правильным». И это, знаете ли, хорошо. Хорошо, потому что тихим крадущимся шагом  исследовать мир, изучать его законы, развивать своё творческое начало и сохранять себя как неповторимую личность – не-воз-мож-но! 

Нина Некрасова

Журнал  "Счастливые родители"

© Zaryana-Nina