Перед вами несколько ситуаций. Решите, как бы вы поступили и выберете один из вариантов ответа.
№ 1. В скверике на лавочке сидят две девушки и тихо беседуют. Ваш ребёнок скачет вокруг них, изображая лихого всадника, и во весь голос кричит «И-го-го!». Девушки осуждающе поглядывают на вас. Вы
А) говорите ему «Не кричи, это некрасиво»;
Б) не делаете никакого замечания (скверик всё-таки место общественного отдыха) ;
В) говорите: «Не кричи, ты мешаешь людям спокойно поговорить», - и пытаетесь увести его подальше;
Г) просите девушек тоже покричать, и желательно посильнее.
№ 2. Вы пришли на прогулку в парк, прекрасно провели время. Но Ваш ребёнок переполнен новыми впечатлениями и слишком возбуждён. Вам надо его успокоить, так как чувствуете, что его совсем «заносит». Как вы поступите?
А) говорите «сядь, отдохни» и заставляете усесться, несмотря на протесты;
Б) даёте что-нибудь вкусненькое и усаживаете рядом с собою;
В) останавливаете и усаживаете рядом с ним;
Г) хватаете убегающее дитя, обнимаете и говорите: «Давай послушаем, о чём говорят птицы…
№ 3. Дочка-школьница постоянно разбрасывает носочки и юбочки, вы находите их в самых неожиданных местах. Вы говорите:
А) «Будь любезна, объясни, почему я должна выуживать твои носки из-под всех стульев? Убери на место!».
Б) «Неужели так трудно класть их в ванне, в корзину для белья?»,- говорите вы и собираете вещи.
В) «Опять разбросала? Убери носки, а заодно почистить пылесосом всю комнату».
Г) Собираете носки и засовываете куда подальше, пусть поищет завтра утром.
№ 4. Ваш ребёнок протягивает надкушенный бутерброд дворовой кошке. Вы
А) говорите: «Нельзя бросать хлеб на землю, ешь сам»;
Б) говорите «Нельзя, вдруг кошка больная, можно заразиться»;
В) советуете отломить от бутерброда кусочек колбасы и положить около кошки (попутно напомнив, почему с рук незнакомых животных кормить нельзя);
Г) кидаетесь к ребёнку и, слегка царапнув его за руку, выхватываете бутерброд; а потом, когда он оправиться от шока, предлагаете вместе угостить кошку правильно.
№ 5. Вы застукали своего ребёнка в тот момент, когда он ломал ветку у дерева. Что вы ему скажете?
А) «Не ломай ветку, это всё-таки сквер, а не лес».
Б) «Не ломай ветку, поцарапаешься».
В) «Не ломай ветку, она живая», а если не прекратил, то шлёпаете.
Г) Предлагаете прийти сюда ночью и выдернуть всё дерево целиком.
№ 6. Ваш ребёнок прилип к киоску и громко требует немедленно купить ему «вот этот журнал». Чувствуя, что на вас уже оглядываются, Вы:
А) покупаете, потому что представили, как это выглядит со стороны: ребёнок тянется к знаниям, а родители не пускают;
Б) покупаете, но обещаете дома как следует с ним разобраться;
В) говорите твёрдое «нет» и уводите упирающееся дитя;
Г) тычете пальцем в толстую книжку и вопите «хочу эту книгу, купи, купи…».
№ 7 Вы с ребёнком пришли в гости с великолепно оформленной книгой сказок, которую вместе выбрали в подарок. Уходя, ребёнок решил прихватить книгу с собой. Вы
А) объясняете, что подарки обратно забирать нехорошо, так как этим огорчите того, кому подарили, и отдаёте обратно;
Б) уговариваете оставить книгу, а взамен купить новую (такую же или другую);
В) даёте твёрдое обещание, что, если не прекратит, уберёте из его комнаты все книги с картинками;
Г) предлагаете распилить книгу пополам, чтобы обоим детям было поровну и никому не обидно.
№ 8 Ваш ребёнок гоняет машинку, а рядом лежит его любимый мячик. Знакомая девочка берёт его. Малыш кричит и требует немедленно вернуть. Вы
А) объясняете, что жадным быть плохо, уговариваете дать поиграть, ведь ему вернут, с игрушкой ничего не случится;
Б) утешаете своего рыдающего малыша, убираете мячик с глаз долой;
В) предлагаете девочке другую игрушку или просите её дать свою – напрокат;
Д) кидаетесь к детям, тоже хватаетесь за мячик и тоже вопите. Воспользовавшись их недоумением, мирите детей.
№ 9 Вы пришли с родительского собрания далеко не в восторге от того, что вам сообщила учительница. Вы собираетесь с ребёнком обсудить его поведение. Как и когда вы начнёте разговор?:
А) сразу и строго;
Б) после ужина (сначала надо посоветоваться с другими взрослыми членами семьи);
В) пеодходите и говорите: «Даже не представляю, о чём ты думаешь. Объясни пожалуйста……»;
Г) предупрежу, что нам надо серьёзно поговорить, и выберем удобное время;
№ 10. Вы с ребёнком на пляже, вернее, вы на песке, он – в воде. Несмотря на все ваши требования, ребёнок не желает выходить на сушу. Вы
А) вылавливаете пловца и тихо объясняете, что в следующий раз он будет плавать только в ванне;
Б) не обращая внимания на вопли, вытаскиваете его из воды; конце концов, здоровье дороже.
В) берёте брызгалку и просите поливать вас;
Г) начинаете с энтузиазмом рыть «бассейн» или «канал», приглашая его сделать, а потом купаться здесь.
№ 11 Ваша дочка играет с подружками в популярную игру «резиночка». Вам хочется тоже попрыгать, как в детстве? Как вы поступите?
А) Подобная мысль вам даже в голову не придёт.
Б) Намекаете и ждёте: а вдруг начнут уговаривать, непременно соглашусь.
В) Вы вступаете в игру, если разрешат она и её подружки.
Г) А если не разрешат, организую свою игру. Уж очень хочется.
№ 12. Вы стоите у зеркала и строите себе рожицы. Вдруг замечаете, что за вами наблюдает ваша деточка и иронически улыбается. Вы
А) вообще никогда не гримасничаете перед зеркалом;
Б) смущаетесь и делаете вид, что просто подправляете макияж;
В) продолжаете свое занятие как будто так и надо;
Г) смеётесь и показываете язык.
№ 13 Ваш старшеклассник пришёл из школы очень сердитым, он жалуется на дурака – учителя, который придирался к его домашнему заданию; но у вас есть основания не верить в то, что накануне он выучил все уроки так, как следует прилежному ученику. Что вы сделаете раньше, что потом:
А) делаете замечание, что нельзя так обзываться; потом выслушиваете;
Б) возражаете и напоминаете, что сам, не учил как следует, да и об учителях так говорить неприлично;
В) сочувственно выслушиваете, а потом, когда выговорится и успокоится, высказываете собственное мнение по поводу эпитетов и домашних заданий;
Г) дождавшись паузы, разыгрываете монолог учителя «Этот Петров совсем меня не понимает. Я ему говорю…, а он опять, тогда я бы его …»
Подводим итог.
Посмотрите, какая буква в ответах встречается у вас чаще всего. И станет понятно, ради чего вы собственно и занимаетесь воспитанием.
ОТВЕТЫ на этот ТЕСТ
Если вы выбирали...
А) Ваш девиз: «веди себя культурно» (прививаем навыки правильного поведения в обществе); к чему ведёт: ориентируемся на чужое мнение, учим делать напоказ, Навыки культурного поведения нужны, но часто вы одёргиваете ребёнка только затем, чтоб самим хорошо выглядеть в глазах других людей. Вероятно, то, как к вам отнесутся окружающие, - ваш пунктик, на котором вы «зациклились». Этикет, в конце концов – это только «этикетка» вывеска, гораздо важнее, что за ней стоит. Например, то, какие чувства человек на самом деле испытывает к окружающим. Доброе отношение к миру намного ценнее натянутой вежливости. На самом деле этикет не запрещает нам быть самой собой. Только сам человек ставит себе рамки. Мы ставим – и привыкаем к ним. И тогда эти рамки-ограничения превращаются в клетку. В результате ни в одно занятие вы не погружаетесь полностью. Вы не проживаете момент, вы его пробегаете. Жизненный опыт не даёт нам впустить в свою жизнь ничего нового. Это приходит как следствие информационных перегрузок или боязни не успеть, а, может быть, и из-за обыкновенной лени и привычке оглядываться на других. Зачем вашему ребенку такая «зашоренная» жизнь?
Б) Опасение, как бы чего не вышло, «забивает» вашу любовь. Готовы всюду подстелить соломку – на всякий случай. Вы чрезмерно опекаете и оберегаете, во что бы то ни стало вы желаете оградить от ошибок. Но на ошибках учатся. Полезно, чтобы ребёнок учился.
Когда в воспитании на первый план выходит не любовь, а опёка, это может привести к тому, что ребёнок устанет от вечного надзора, взбунтуется или превратиться в капризного тихоню или будет инфантилен, то есть не приспособлен к нашим временам.
В) Ваш девиз «подготовить к большой жизни». Вы воспитываете в малыше характер и чувство ответственности, учите считаться с чужими интересами, а не только своими, учите сочувствовать; Это прекрасно, но делаете вы это порою слишком безаппеляционно, считая, что ваши критерии – и есть та норма, на которую надо ориентироваться.
А попробуйте посмотреть на этот мир так, как будто вы видите это в первый раз. Глазами вашего ребёнка. Окунитесь в этот миг и проживите в нём самозабвенно, как в детстве.
А назойливые мысли о завтрашних задачах оставьте на завтра. Не отвлекайтесь на пустяки. Живите сейчас, так, как умеют маленькие дети. Ведь чему-то можно поучиться и у ребенка.
И тогда вы сможете оставить ему чуть больше пространства и свободы для роста…
Г ) Вы ориентируетесь на потребности ребёнка, в не на собственные идеи, страхи и сомнения. По крайней мере, вы стараетесь не навязывать ему определённую схему действий, а создаете условия, когда он должен выбирать и решать, как поступать дальше. Вы побуждаете человека думать самостоятельно и, следовательно, нести ответственность за свой выбор. Вы воспитываете играя, вы проста растите и растёте вместе со своим ребёнком. Смело можно сказать, что это самый сложный из воспитательных методов. Но зато и самый ценный. Ведь вы даете возможность ребёнку на собственном опыте убедился, как надо поступать и к чему может привести тот или иной поступок.
Заряна и Нина Некрасовы
http://nina-zaryana.livejournal.com/