Полезные навыки
Как приучить малыша чистить зубки
Спрашивает Ирина Б.: "Нина Николаевна, добрый день! Обращаюсь к Вам за помощью в одном сложном для нас с малышом вопросе.
Сейчас моему сыночку 1,8 года, в целом у нас с ним полное взаимопонимание и партнерство, и чаще всего мы можем договориться. Но иногда возникают ситуации, в которых "наши переговоры заходят в тупик". Например, с недавнего времени, малыш не полюбил чистить зубки. И никакими играми/сказками/уговорами/личными примерами я не могу сподвигнуть его на это дело..При чем, у меня возникает ощущение, что чем сильнее я его агитирую, тем более несговорчивым он становится!
Самый главный мой вопрос: если не получается договориться, как быть??? Заставлять я не хочу, поскольку понимаю, что это лишь временная мера. А уговорить/объяснить/заинтересовать не получается...
С другой стороны, я понимаю, что от некоторый процедур просто не возможно отказаться! Может быть, нужно дать ребенку время и отстать от него с зубной щеткой дней, скажем, на несколько?
Буду благодарна Вам за консультацию!"
Отвечаем
Чистить зубы – дело нужное, но надоедливое, и если раньше малыш как-то смирялся-терпел, то теперь дорос до возраста, когда начинают отстаивать свою «самость» и становится (старается стать!) всё более самостоятельным. И потому желает высказать своё мнение - пока не столько словами, а действием «не буду – не хочу».
Порою кажется, что в этом забавном возрасте «ДА» услышать от малыша так же проблематично, как, например, увидеть кота с фиолетовыми усами)). Так что – пусть не смущает Вас упрямое «НЕТЬ!», всё наладится, если выбрать верную тактику.
Для начала – ПРОВЕРЬТЕ
\/ может, зубная паста невкусная. Попробуйте купить разные и пусть в процессе чистки «пробует на зубок», какая-то да понравится.
\/ может быть, сама зубная щётка неудобная (даже не по форме, а просто с ней связались неприятные ассоциации)? берёт её в руки – срабатывают неприятные воспоминания – и ребёнок кричит своё «нет!».
Можно попробовать всё НАЧАТЬ как бы С НУЛЯ. Пусть САМ малыш выберет себе зубную щётку (ради такого дела можно даже специально вместе пойти в магазин). А чтобы он не ухватился за взрослую, просто преподнесите ему несколько для него подходящих и предложите из них выбрать ту, которая больше нравится.
\/ может быть, организуете/напоминаете о необходимости
чистки зубов, когда он занят (игрой,
например) и не хочется отрываться, вот и капризничает. Тогда а) выбирайте
подходящий момент (когда своё дело закончит, а другое ещё не начнёт); б)
предупреждайте заранее («Сейчас доделаем то-то и то-то и идём чистить зубы»).
\/ Предлагая почистить зубы, СТАВЬТЕ ВПЕРЕДИ «маячок» - какую-то приятную перспективу. (В психологии это называется «положительным подкреплением»)
Если, например, любит возиться в воде с игрушками – наливаете воду в тазик и говорите: «Зубки почистим – и будем играть». И, естественно, не должно быть никакой водяной развлекалочки, пока не почистите зубки. Тут уж на капризы не поддавайтесь. Раз сказали – пусть так и будет: сначала – зубки, потом – удовольствие.
Обратите внимание! Для малышей лет до 3-х «маячок» - награда должна сразу же (сразу же!) следовать за правильным действием.
Как ГОВОРИТЬ (напоминать) о том, что «пора идти зубки чистить»? Многие дети лучше реагируют не прямое указание, а на опосредованное, т.е. черезо что-то (такие напоминания эффективнее, т.к. не воспринимается ими как назойливое руководство).
Возьмите в руки какую-то игрушечную зверушку, например, котёнка, и скажите словно бы за него, обращаясь к ребёнку: «Мяу – мяу, а кому пора чистить зубки?» (ну, и т.д.).
Ей (а не сыну) можно объяснить, как полезно чистить зубки, с ней договариваться, её хвалить за то, что зубы «почистила», а если игрушка «не слушается» да «отказывается» - запрещать (заниматься чем-нибудь интересным, пить вкусный сок и т.п.), разыгрывать сценки (типа «как зубки заболели, потом что…»). , и её же лечить. Вполне вероятно, малыш захочет сам её повоспитывать: сделать внушение, показать «как правильно чистить зубки» (и т.д. и т.п.) – ведь это даёт ему возможность почувствовать себя «большим мальчиком», а вам – поддержать полезную инициативу.
Понаблюдайте, в какие моменты ребёнок меньше капризничает и отказывается (и что предшествовало этому), а в какие - наоборот. Это поможет понять причину, а значит, определить подходящее время организации для нужного мероприятия, найти верных ход.
ЧТО ЕЩЁ МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ ПРИМЕНИТЬ
Чистите зубы вместе; можно даже устраивать соревнования кто быстрее… кто лучше, кто чище (и т.п.). Регулярно у Вас выигрывая, на самом деле он победит свою неприязнь «зубочистному» делу.
Даже в ванную комнату лучше малыша не вести (если не хочет), а увлекать («кто быстрее дотопает… допрыгает… добежит», «а что я там видела интересное!», «кто нас там ждёт, давай-ка посмотрим»…
Малыш рвётся к самостоятельности, стоит попробовать и на этом сыграть.
Предложите, чтобы он САМ помог чистить зубки кому-то другому. Малышам нравится, когда кто-то (что-то) зависит от них. «Помоги мне…»…«Научи меня, я забыла, как чистят зубки правильно». Это поднимает значимость ребёнка в собственных глазах, приобщает ко «взрослости», что многим детишкам нравится.
Или
Пусть он чистит, а игрушка за ним наблюдает… учится…
Многие малыши делают не очень для них приятные вещи под сказку.
А можно попробовать сочинить свой сериал и рассказывать только тогда, когда собираетесь и чистите зубки. (Как зубки обиделись. Как сбежала зубная щётка, потому что… Как у машинки заболели зубы, а сынок их лечил (чистил и вылечил).
Какую-то игрушку (из тех, что ценит малыш) поселяете в ванной, и малыш встречается/общается с ней только во время и после чистки зубов.
Вместе посмотрите подходящие мультики, книжки с картинками (типа «Айболита», «Мойдодыр», «Про бегемота, который боялся прививок» ). И делайте нужные вам акценты «У кого заболели зубы?»… «Почему?»… «Что надо делать, чтобы зубы не болели?». «Почему от мальчика убежало одеяло?» (ну, и т.д.)
А ещё
Понаблюдайте, в какие моменты ребёнок меньше капризничает и отказывается (и что предшествовало этому), а в какие - наоборот. Это поможет понять причину, найти верных ход.
Включите чистку зубов в ритуал – такую цепочку действий, которые происходят в определённой последовательности.
А вместо личного напоминания можно сделать звуковой сигнал. Подберите какую-то подходящую песенку, например; песня кончается – вы отправляетесь чистить зубы. Не сразу, но ребёнок привыкнет к такому порядку и сопротивление уменьшиться.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЭТО НЕ ПОМОГАЕТ?
И ещё добавлю и уточню, может быть, самое главное. Сейчас малыш проверяет Вас на прочность – идёт такая проверка границ допустимости (подчинения нужным требованиям или непослушания). По сути, речь идёт – кто кого. Границы, конечно, расширяются с возрастом, но в принципиальных вопросах главное слово ВСЕГДА должна оставаться за мамой.
Если не действуют никакие приемы – придётся применять не очень приятный, но действенный. Отстраняйтесь. То есть вы кратко говорите ребёнку, что требуется от него, а потом НЕ занимаетесь с ним, НЕ играете (и.т.п.), пока ваше требование не будет выполнено. Он обращается к вам, а Вы говорите: «Хорошо, зубки почистим – и тогда…». Конечно, малыш может закатить целое представление, но тут надо перетерпеть. Не ругать, не успокаивать, не уговаривать, не подначивать замечаниями.
Конечно, трудно не повестись на страдания малыша. Но – что делать – ребёнок должен отлично усвоить: если мама сказала спокойным серьёзным голосом, «выступления» не помогут.
Лет после 3-х дети часто начинают отбиваться от рук именно потому, что не установились границы (а не из-за кризиса 3-хлетнего возраста, на который частенько списывают их, мягко сказать, некорректное поведение).
( Заряна и Нина НЕКРАСОВЫ, авторы книг о том, как детей не воспитывать, а помогать им расти )