Одеться и не разреветься

Вопрос Елены С.: "У нас сборы на улицу, на прогулку - какой-то кошмар, сплошные истерики. И уговоры не действуют, и потакать нельзя, и ломать, заставлять начильно не хочется, что делать? "

Ответ

А вы не ходите на улицу (просто так, погулять) – вы выходите по делу. То есть не говорите малышу «пойдём гулять, одеваемся», а скажите, например: «Пойдём птичек кормить; мы накрошим их хлебушка, а они будут его кушать. Как птички клюют?». И пока ребёнок соображает да показывает, вы быстренько что-нибудь натягиваете на него. Дел много, и всякий раз пусть они будут разными  (кидаться снежками, лепить снеговика, посмотреть на бульдозер и пр. и пр.) – тут главное – не навязывать, а заинтересовать.

Что можно ещё сделать, чтобы сборы на прогулку проходили без воплей и слёз?


Дайте время на раздумья. Быть может, малыш увлечённо играет (а это значит, он очень занят)), и вдруг (вдруг!), а его отрывают от интересного дела. Ну, как тут не завопить? Поэтому подгадывайте момент, когда малышу игра начинает надоедать и – выдвигайте своё соблазнительное предложение.

Имейте в виду: у малышей память коротенькая – коротенькая, как хвостик эрдельтерьера, так что и промежуток между вашим приглашением и началом сборов на прогулку должен быть небольшой.


Предупреждайте заранее («сейчас чайку попьём и будем на улицу собираться»). Лучше вообще создать некий ритуал – определённую последовательность действий, предшествующих тому, чего вам надо добиться (в данном случае – одеться и пойти погулять).


Предложили, а он собираться не хочет? Оставьте его поскучать. Дети терпеть не могут, когда им нечем заняться. Но как бы он не просил да не ныл, не вовлекал вас в игру – не сдавайтесь. «Выйдем на улицу – будем играть».


Заговаривайте зубы. А проще говоря, переключите внимание с «пора одеваться» на что-то ещё. Например, спрашиваете, кто с вами вместе пойдёт гулять (какая игрушка). Можно эту игрушку вместе одеть, можно спросить, куда положить (в какой кармашек) и пусть ребёнок укладывает.


Одевайте под сказку или интересную историю. А как только «взбрыкнёт» - замолкайте (не помню, забыла, что дальше»), а как только угомонился – одеваете и продолжаете.


Попросите помочь. Дети, особенно малыши, очень – очень хотят стать поскорее стать  взрослыми; чем и воспользуемся. Вы не собираетесь на какую-то там прогулку, вы просите малыша вам помочь. Помочь найти куртку, помочь надеть шапку, помочь донести «эту ужжжасно тяжёлую сумку до магазина, мне не справиться без тебя».


Постарайтесь создать приятные ассоциации. Если утром на улице было та-а-ак интересно, он и днём охотней пойдёт, особенно если напомните про удовольствия, которые были и предстоят.


Проверьте, удобна ли одежда. Может, завязки от шапочки туговаты, может, сапожки, когда на ножках носочки, жмут. Малыши с трудом определяют, где им неудобно. Зато недовольство выражают вовсю, причём недовольны становятся всем, что под руку попадётся.


Узнайте про страхи. Вспомните, не было ли такого, когда на улице что-то малыша испугало или с ним случилась какая-то неприятность (упал и сильно ударился или, например, вы пригрозили, что «если будешь плохо себя вести – отдам этой тёте» и пр.). Вполне может быть, что нежеланье гулять связано с тайным страхом. Детские страхи часто проявляются как вредности и капризы.

Заряна, Нина Некрасова


Популярные страхи детей от 1 года до 3-х лет: страх одиночества, отсутствия близких; резких звуков, неожиданных перемен; людей и событий, с которыми связаны неприятности. Затем (после 2-3 лет) к ним добавляются страх темноты, замкнутых пространств, страх «вдруг будет больно».

Потом появляется страх смерти (отсюда боязнь жуков, пауков, крови, царапин, то есть всего, что может нарушить, по мнению малыша, целостность организма). Пик детских страхов – примерно в 4 – 4,5 года.


...