|
|
|
Старший и младший ребёнок в семье.Особенности подготовкиКогда в семье появляется «новичок», крутых изменений со старшим не будет, если мы сможем ему показать (доказать!), что любим его по-прежнему.
Сейчас много пишут об отношениях старших и младших детей в семье, даётся масса полезных советов. Но стоит учесть, что эти советы абстрактны, если в них не сориентированы на возраст детей.
В каждом конкретном возрасте ребёнок немного другой. И интересы меняются, и нужды, потребности, и возрастные задачи, и даже то, как он воспринимает окружающий мир. И тем более то, как он отнесётся к появлению «новичка». А ведь от этого зависит, как готовить к такой встрече, и как помочь налаживать отношения, и как проявлять любовь, и на что ориентироваться родителям. Многие широкорекомендованные способы, например, верны для детей дошкольного и школьного возраста, но не подходят в том случае, если вашему старшему малышу меньше трёх лет. Когда старшему ребёнку меньше трёх летДетям этого возраста очень сложно понять, зачем-почему появился другой ребёнок, о котором мама должна заботиться. Новичок всегда воспринимается как соперник, как конкурент. Никакие подготовки в виде рассказов про братика/сестричку, который вот-вот родится, не радуют "старшего малыша". Наоборот: пугают и настораживают. Он потесниться ещё не готов! Умел бы малыш выразить свои чувства словами, он, верно, сказал бы так вот так: «Восхищались все мною, хорошим, – и вдруг в восторге от какого-то «чужака», качали меня на ручках – теперь мамины ручки заняты, кормили из ложечки, одевали – и вдруг – «одевайся сам… Может, я не-хороший? Уж не разлюбят ль меня?» Когда малыш в какой-либо форме выражает своё негативное отношение, не стоит взывать к его совести («Ай-яй, как не стыдно, ты уже большой!»), наказывать, упрекать. Задача родителейь- всем своим поведением, всеми поступками доказывать старшему малышу, что появление «новичка» не опасно, из-за него он не потеряет родительскую любовь. Практикум Что делать и что не далать
«Ты уже старший, потому мы идём с тобой в цирк (в магазин, в гости), а младшего? Нет, не берём». Вы отправились в парк всей семьёю – можно сказать: «На каруселях и этих качелях ты будешь кататься, и Лизочка – нет. Вот ты какой большой, а она маленькая…» Или дома: «Она уже спит, а мы с тобой поиграем…». «.. нет-нет, мультики такой малышке нельзя…», пусть старший жалеет младшенького, что тот лишается таких сказочных удовольствий, тогда и на привилегии (которые, конечно же, есть у младшей) сможет смотреть поспокойнее
Мама должна уделять старшему малышу столько же внимания и заботы, сколько и младшему Как это возможно? Наймите няню, привлеките бабушек-дедушек, воспользуйтесь любой помощью близких, которую можно найти. До года малыш много спит – вот в такое «сонное» время пусть им займутся помощники. А вы в это время – со старшим. И на ручках лишний раз его подержать, и погладить, и поиграть в те самые игры, в которые развлекались не столь давно.
Говорите обоим : «для вас…для тебя…вместе с вами…» От 3 до 7В это время основным видом деятельности детей становится игра. Играя, дети знакомятся с окружающим миром, через игру узнают его законы и правила. Ролевая игра дошколят – это подражание взрослым. Часто они играют в «маму и папу» - в семью. И внутрисемейные отношения для них в какой-то мере понятны. Ребёнок такого возраста обычно уже не против появления братишки/сестрички, многие даже просят: «Мама, роди!». Но это не значит, что желание их осознанно, что понимают то, что впереди их ждёт. Не понимают. Дошколёнок искренне надеется получить… партнёра по играм, друга/подружку. И очень бывает разочарован, когда получает писк и визг, и меньше маминого внимания. Вниманием и любовью родителей дошколята пока не готовы делиться. Но зато этому можно их научить. Все дошколята с большим удовольствием подражают взрослому люду, особенно папам и мамам. Мало того: им искренне хочется быть на маму и папу (дедушек, бабушек, родных дядь и тёть) похожими, заслужить их одобрение и похвалу. И, подражая взрослым, они начнёт заботиться о малыше. А того, о ком мы сами заботимся, и принимаем более доброжелательно. Вот на этом родителям и стоит сыграть. На этом и на потребности деток в игре. Младший ребёнок для дошколят как живая игрушка. С одной стороны, он, конечно же, конкурент, а с другой – с другой любопытно, и интересно, и даже забавно с мамою вместе его опекать. К тому же старший уже так остро не нуждается в маме, и отчасти её может компенсировать папа. (Но только отчасти, а не совсем!) «…Мой помощник/помощница... Без тебя не обойдусь… »,- малышам – дошколятам приятны эти слова. Родителям важно подчёркивать и «старшесть» и «нужность», незаменимость и ценность ребёнка в семье. (Всё как было: ты нам дорог и нужен). Главное – чтобы младшенький старшего не оттеснил. А так случается часто, особенно если младший малыш спокойней, покладистей; или – наоборот: так неспокоен, что от него ни на шаг (Младенец приковывает родительское внимание, а старший - словно уходит на задний план). Важно, чтобы с появлением новенького жизнь дошколёнка круто не изменилась, чтобы его по-прежнему так же любили и, главное, чтобы он чувствовал вашу любовь. Впрочем, важно это для детей любого возраста. Готовьте своего дошколёнка к тому, что у него скоро появится брат/сестричка. И роль помощника, и даже роль нянечки он примет, и будет вовсю исполнять. (Если правильно «игру» организуете). Но - не забудьте: для ребёнка это игра. И как только игра надоела – не надо его заставлять. Есть много другого, чем полезно дошколёнку Нельзя заставлять, но подыгрывать можно. Например, вы можете показать, как рад младший братец/сестричка, как улыбается, когда он/она (старший!) к нему подошёл. Старайтесь старшему показать, как он ценен для маленького («Посмотри, как он тебе улыбается…») Вы восхищаетесь малышом? имейте в виду: старший ловит каждое ваше слово! Во внимании и признании старший нуждается не менее малыша. Сказали о младшем – старшего не забудьте. Например, рассказывая с упоением, как замечателен ваш новорожденный, чему научился и что освоил, тут же расскажите про достижения старшего (какой отличный портрет нарисовал он сегодня, как лихо катается на велосипеде, как сам умеет ходить в магазин... ). Но! Хвалите, называя его истинные достоинства, а не придуманные на ходу. Все малыши себя оценивают через наше отношение. Как мы к ним относимся, такими и будут себя считать. Давайте постараемся, чтоб самооценка вашего старшего оставалась высокой. Это ему ещё пригодится. От 7 летС ребёнком постарше, со школьником у мамы появляется новенький «плюс». Он дорос до того, чтобы заниматься деятельностью осмысленной, такой, в которой видит пользу и смысл. Смысл он будет искать поначалу лишь для себя (а зачем мне это надо, какая мне польза от этого). Но вместе с этим, одновременно, ребёнок будет учится отыскивать пользу-смысл, ориентируясь на интересы других людей, его окружающих. Воспользуйтесь этим! Привлекайте старшего к уходу за малышом – это их сблизит. Но имейте в виду: для школьника важно, чтобы вы не перепоручали заботы, а заботились вместе, вдвоём. Почему? Да потому что ему по-прежнему необходимо верить и знать: меня ценят, любят, интересуются мной. Порой мамы так погружаются в хлопоты о малыше, что старшего упускают из вида. А что, он большой, он умеет… И обращают на детку взоры тогда, когда случается кавардак. Вот и выходит: есть непорядки – ребёнком займёмся, всё в порядке – не до него. И что в результате? Получаем проблеменое поведение страшего, а затем и конфликты между детьми. Очень важно сохранить со старшим ребёнком тесный душевный контакт: А если учесть, что в школьные годы дети легко отдаляются от родителей, очень важно сохранить со старшим ребёнком взамопонимание и тесный душевный контакт. Как-то в беседе с родителями зашёл у нас разговор о старших детях в семье, об уроках и домашних заданиях. Многие жаловались: кто на драки между детьми, кто - на вредное поведение, на отдаление, на дерзость и/или нежеланье учиться… На фоне общих жалоб, переживаний рассказ одной мамы звучал, как солнышко из-за туч. Я рано вышла на работу, для младшего наняли няню. Работала не полный день, так что когда старший приходил из школы, я была уже дома. Но, когда есть малыш, да ещё который полдня без тебя, сами понимаете, некогда, крутиться приходится, как белка. И тут начались проблемы со старшим: учиться хуже стал. Учительница сказала, что дома совсем не готовится, в классе ленится. Пришлось опять браться и следить. Сначала как напишет в тетради с ошибками – заставляла переписывать. Не помогает, только слёзы да ссоры. Тогда решила рядом сидеть. Делаю уроки со старшим – даю и младшему дело. Он может играть рядышком потихоньку, когда прямо в коляске уснёт, я покачиваю, а сама всё равно тут. Помогло, но не могу же всё время сидеть над душой. И я тогда с ним договорилась: с него – уроки, с меня – блины (он блины обожает). Уложу мелкого спать – и на кухню. Раз испекла, два испекла. И удивляюсь про себя: чего он всё время рядышком крутится? потом дошло: ему не столько блины нужны, сколько поговорить хочется, чтоб никто не мешал. Вот так и пошло: как младшего уложу спать – со старшим Чем – заранее не планирую, как выйдет. Но знаете, выходит очень здорово. Первое время я себя из-под палки заставляла так с ним заниматься, ну, уделять персональное внимание. Так хотелось расслабиться, книжку почитать, телевизор посмотреть… А потом привыкла, самой интересно стало. Всего-то полчасика, но вы бы видели. Какой он довольный спать уходит, и поцелует, и спокойной ночи пожелает. Муж даже завидовать стал, всё чаще к нам присоединяется. Мама сумела справиться не только с проблемой домашних заданий, но и снова наладить с ребёнком контакт и вернуть тепло в отношения. |
© Zaryana-Nina |